ПРЕСС-ЦЕНТР

Лев Ткачев: В моей душе «микроб» рассказывания

В феврале культурная общественность Владивостока будет отмечать 80-летие со дня рождения выдающегося деятеля культуры и искусства Приморского края и России, заведующего кафедрой сценической речи Дальневосточной государственной академии искусств, народного артиста РСФСР, профессора Льва Ткачева.

– Лев Александрович был настоящим мастером художественного слова, человеком, ставшим для поколений студентов эталоном интеллигентности, – говорит Виктор Игнатьев, директор Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства. – Он создал кафедру сценической речи в институте искусств, заложил основы преподавания. А каким он был великолепным исполнителем, как звучало в его устах слово! Друзья и коллеги Льва Ткачева отмечали, что его творческий почерк отличали высокая художественная культура, индивидуальное решение в трактовке выбранного для эстрады произведения.

Концерты Ткачева проходили с аншлагом, интересом у слушателей пользовались его программы «Знакомый ваш Сергей Есенин», «Лермонтов–Евтушенко», пушкинская «Метель», литературно-документальная композиция по творчеству Маяковского «Париж… Татьяне Яковлевой…». Знаете, даже такая фраза ходила во Владивостоке: «Тот из владивостокцев, кто не знает Ткачева, не может считать себя культурным человеком». И в том была немалая доля истины.

Вот как о своей любви к художественному слову говорил сам Лев Александрович в беседе с журналистами: «Еще в детстве появился в моей душе «микроб» рассказывания. Я слушал по радио и на пластинках мастеров художественного слова – Закушняка, Журавлева, Качалова. В то время много было разных хороших чтецов, о которых, к сожалению, современная молодежь не знает…

Мне кажется, что слово – это живое существо. Слова похожи на птиц разной породы, они по-разному летают, по-разному себя ведут. В детстве я сильно заикался. Парадокс: человек живет словом, хочет людям о чем-то рассказать и не может! Это меня угнетало, и я решил, что если не вылечу себя, не стану артистом, а именно чтецом, то мне, в общем-то, моя жизнь будет неинтересна…». Он сумел преодолеть заикание, стал уникальным явлением в культурной жизни Приморья и России.

В 2003 году Лев Ткачев ушел из жизни. Но заложенные им традиции живы. И в год его юбилея Дальневосточная академия искусств и Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства намерены провести серию мероприятий: большой концерт – вечер памяти Льва Ткачева в Большом зале Приморской филармонии (он состоится 29 февраля), переиздать его книгу «Исповедь ихтиозавра», выпустить CD и DVD-записи его концертов. Также на здании академии искусств будет установлена памятная доска Льва Ткачева. 

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

 

 

 

Становление Приморского театра оперы и балета (Русский оперный дом) проблемы и их решение.
Здание Приморского театра оперы и балета было построено в рамках подготовки Азиатского Тихоокеанского Экономического Саммита 2012 года в городе Владивостоке. Наряду с мостами через бухту «Золотой рог» и пролив «Босфор восточный», кампусом Дальневосточного Федерального университета и другими инфраструктурными объектами, украсившими город.
Но открыт он был лишь через год, 18 октября 2013 года. Открытие было приурочено к семьдесят пятой годовщине образования Приморского края. Проект этого сооружения стал одной из самых примечательных, сложных, и неординарных работ института «Омскгражданпроект»- города Омска. От первых эскизных набросков до утверждения заказчиком (Администрация Приморского края) рабочей документации ушло меньше года. Для такого уровня здания это экстремальный срок. Театр был спроектирован по образцу оперного театра в Кояне (Южная Корея), что уже изначально предполагало направленность деятельности театра: гастрольная, прокатная площадка, не имеющая собственной труппы. Так как в отличие от России там нет репертуарных театров со своим штатом, а спектакли ставятся как антреприза в России, с приглашенными артистами. Соответственно в проекте не было предусмотрено размещение производственных цехов (костюмерного, декорационного, бутафорского), мастерских художников. Достаточного количества гримерных, репетиционных залов. Помещений для административно-хозяйственных служб. Поэтому, не смотря на свою огромность, в театре ощущается нехватка помещений.
В СССР проектами подобного рода учреждений занимался Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр», Министерства Культуры СССР; поэтому учитывались все особенности функционирования репертуарного театра. Проектирование было комплексным, с учетом всех  потребностей будущего учреждения; вплоть до гостиниц-общежитий и комбинатов общественного питания.
Смена руководителя Приморского края и приход на пост губернатора Владимира Владимировича Миклушевского определили дальнейшую судьбу театра. Было принято решение сформировать собственный творческий коллектив, включающий в себя: большой симфонический оркестр (до девяноста человек), оперную и балетную труппы, хор, миманс. Технические службы и цеха, административный персонал. Учреждение культуры было зарегистрировано как юридическое лицо: «Краевое Государственное Автономное Учреждение Культуры «Приморский театр оперы и балета». Со штатным расписанием 500 человек.
Автономность учреждения позволяла более свободно распоряжаться средствами от продажи билетов и пожертвованиями меценатов. В театре был создан попечительский совет, который возглавила заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец. В попечительский совет вошли: Губернатор Приморского края В. В, Миклушевский (сопредседатель), глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер, Генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова, Президент ОАО «Ростелеком» Сергей Калугин, Генеральный директор ОАО «Российские сети» Олег Бударгин, Президент ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин, Генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов.
Но естественно основная нагрузка по содержанию театра легла на бюджет Приморского края. Если даже брать среднюю заработную плату в Приморском крае за 2015 год в размере 33286 рублей, не трудно посчитать, что ежемесячный фонд заработной платы со штатом в 500 человек составил -16.643.000 рублей, а в год — 199.716.000. Отсутствие собственного общежития — гостиницы требовало выделять внушительные суммы на оплату съемного жилья. Большие затраты  на содержание здания, постановку спектаклей. В связи, с чем из бюджета Приморского края ежегодно выделялось по самым скромным подсчетам свыше шестисот миллионов рублей в год. При бюджетном финансирование культуры в Приморском крае около двух миллиардов рублей; это составило примерно тридцать процентов от суммы, выделенной на всю культурную отрасль края. Что естественно вызвало недовольство многих видных деятелей культуры Приморья, представителей депутатского корпуса.
Со дня основания, театр возглавил молодой амбициозный музыкант, композитор-дирижер Антон Владимирович Лубченко. Первые шаги новорожденного театра оказались далеко не робкими. Всего лишь за два сезона был создан базовый репертуар включающий шедевры мировой классики: оперы «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», «Алеко», «Паяцы», «Кармен», «Тоска», «Мазепа», «Повесть о настоящем человеке»; балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Жар-птица», «Жизель». Самую высокую планку в рейтинге наиболее посещаемых мероприятий театра занял балет. Процесс знакомства зрителя с классическими образцами в этом жанре шел постепенно. Заполняемость зала на балетные спектакли достигала 96-ти процентов.
В театре два зала: максимальная загруженность Большого зала, предназначенного для масштабных оперных и балетных постановок, крупных симфонических и хоровых концертов составляет -1390 мест. Малая сцена используется для камерных представлений и постановок; полная загруженность зала -312 мест. Средняя загруженность Большого и Малого залов за прошедшие два года составила 75 процентов, что является очень хорошим показателем. В городах с населением миллион человек; таких как Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Челябинск — имеющих театры оперы и балета, загруженность залов составляет 65 процентов. А Владивосток с населением менее 700.000 человек на 10 процентов превысил их показатель. Средняя стоимость одного билета на посещение спектакля Приморского театра оперы и балета в 2015 году составила 817 рублей, что говорит о его доступности для любых слоев населения.
По отчетам за 2015 год кассами театра продано билетов на сумму 81.578.090 рублей, проведено 156  спектаклей и концертов, на которых побывало 99.774 зрителя. Загруженность залов в 2015 году составила 51,8 процента. По сравнению с 2014 годом произошло падение посещаемости примерно на 30 процентов, за счет не высокого интереса публики к проводимым концертам симфонической музыки и музыкальным марафонам. Однако на балетные спектакли, залы были заполнены в среднем так же на 75 процентов.
Начальный и самый трудный этап рождения первого на территории Приморья театра оперы и балета завершен. С самого начала образования театра, было ошибкой совмещение должности художественного руководителя и директора театра. Это привело ко многим недочетам в финансово-экономической деятельности учреждения. Пройдя этап становления, театру потребовалось выйти на другой уровень в своем развитии. Для этого руководством страны в лице Президента Владимира Владимировича Путина, было принято решение о создании на базе Приморского театра оперы и балета с 1-го января 2016 года — Приморского филиала Государственного Академического Мариинского театра под руководством Народного артиста России Валерия Абисаловича Гергиева. Особый акцент был сделан на привлечение в театр детей и юношества и создания базы для проведения Международных музыкальных фестивалей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мы надеемся, что этот этап в развитии театра будет не менее успешным. Пусть это единение станет залогом здорового духа и творческой мощи молодого Приморского коллектива.
Для информационно-аналитической службы Дальневосточного Научно-методического центра культуры и искусства Академии культуры России
Григорий Пятин.

Деловой еженедельник «Конкурент» №6 20.02.07
«Музыку заказывает государство»

Господин Пятин — не просто профессор и исполнитель народных песен. Он — вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения и заслуженный артист Республики Казахстан. А еще Владимир Владимирович Пятин (разница в ФИО с президентом — одна буква) — человек, всем сердцем переживающий за Россию. За культурную Россию.
Владимир Пятин, вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения. Родился в 1965 г. в Барнауле Алтайского края. В 1968 г. вместе с семьей переехал в Киров. После школы поступил в Кировское училище искусств. Через два года после этого Пятина приглашают на работу артистом в Семипалатинск (Казахстан). В 1985 г. окончил Семипалатинское музыкальное училище им. Мукана Тулебаева. В 1989 г. — Семипалатинский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (заочно). 1983-1990 гг. — жил в Казахстане. После распада СССР переехал на Дальний Восток, где продолжил работу как исполнитель народных песен. С 1992 г. работает в Академии культуры России. Двое детей: сын — студент ДВГУ, дочь работает помощником у отца. Не водит автомобиль.

Какая опера? Будет рулетка!
— Любовь к сцене обычно возникает уже в детстве. У вас произошло так же?
— В школе занимался художественной самодеятельностью. Культура всегда была тем занятием, которое нравилось и в котором я себя находил.
— Как можно оценить общекультурное состояние Владивостока?
— У людей сейчас огромная потребность в удовлетворении культурных запросов. Но то, что им предлагается, не всегда оправдывает их ожидания. Выбора особо нет. Нет и культуры восприятия: что действительно ценное, а что к искусству имеет весьма отдаленное отношение. Но оценивать культуру одного региона отдельно от страны не стоит, так как местное культурное наследие на процентов 90 принадлежит государству. Музыку заказывает государство.
— Как вы думаете, предстоящие изменения во Владивостоке, связанные с подготовкой к саммиту АТЭС в 2012 году, коснутся культурной жизни? Станет ли она через пять лет шире и ярче?
— Вообще, в речи президента о культуре не упоминалось. А под расширением инфраструктуры подразумевается центр игорного бизнеса. Поэтому в данном случае я верю документам, а не словам. На прошлой неделе губернатор Дарькин заявил о строительстве театра оперы и балета. Откуда? Кто его будет строить и на какие средства? Кто за это будет отвечать? Много вопросов. Но самый главный — как собираются наполнить этот театр жизнью? Кто в нем будет играть?
На голом энтузиазме
— Сейчас в России идет массовая передача культурных институтов из государственной собственности в местную. Как это повлияет на нас с вами?
— Говорить в данной ситуации, например, о сохранности музейных ценностей не приходится. Если даже при такой глобальной системе, которая у нас до сих пор существовала, были возможны кражи ценнейших экспонатов из Эрмитажа, то теперь страшно представить будущее культурного наследия, переданного в местное управление. Да и как это возможно, если у нас не хватает искусствоведов, реставраторов, специалистов музейного дела?.. То же самое коснется доступности библиотечных фондов. Культура в первую очередь зависит от экономики. Сначала нужно поднять в стране экономику, а потом уже заниматься глобальной реорганизацией. Причем заниматься этим следует специалистам, а не людям, которые пришли на место случайно. Ведь таким без разницы, чем руководить — баней или отделом культуры…
— То есть такое перекладывание ответственности на местное управление не подразумевает государственного финансирования?
— Не подразумевает. Все идет по закону о местном самоуправлении. Это касается и культуры.
— А как вы оцениваете вариант, когда оставшиеся без попечительства государства музеи и библиотеки прибегают к помощи бизнес-структур? Ведь становится модным быть спонсором какого-нибудь культурного очага.
— Модно стать спонсором конкурса красоты или чего-нибудь подобного, мало относящегося к культуре. К тому же у нас нет закона о благотворительной деятельности. В налоговом законодательстве отменили статью, которая позволяла компании за счет прибыли оказывать благотворительную помощь. Сейчас ты в первую очередь должен заплатить налоги, а уж после этого «благотвори», кому хочешь. Поэтому прогнозируемый вами исход событий маловероятен.
— Вы считаете, что эта реформа погубит местные культурные очаги?
— Они и сейчас держатся на голом энтузиазме. У нас не финансируется художественная самодеятельность. Она живет, но живет только благодаря людям, влюбленным в свое дело. Идет постепенное разрушение того, что было наработано и доказало свою эффективность на протяжении многих лет. Ведь культура цементирует общество. Если она на высоком уровне, то и общество живет по другим нравственным законам.
Время заката?
— Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура России переживает не лучшие времена, если не сказать больше, время своего заката?
— Большинство людей видят вершину айсберга, показываемую нам по телевизору: концерты, фильмы, развлекательные передачи. Любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что это оболванивание нации. А подводная часть айсберга видна только работникам культуры. Это наталкивает на определенные мысли: подобное разрушение музейной и библиотечной систем делается либо по непониманию, либо с определенными целями. Ведь гражданами с ограниченными умственными способностями управлять легче, чем людьми мыслящими.
— Но ведь молодое поколение выросло на таком формате культурной подачи. Вы считаете, им еще можно привить вкус?
— Думаю, что нет. Ведь мы с вами понимаем, что делать это надо с детского сада. Причем необходимо прививать вкус не только тем, кого воспитывают, но и тем, кто воспитывает. В школах сейчас целое поколение учителей, которые и сами-то в театре, может быть, не были ни разу и, впрочем, желания не выказывают. Культура и образование должны развиваться в комплексе. Иначе толку не будет. Мне кажется, вырастить настоящих граждан, которые понимали бы, в какой стране они живут, можно, преподавая историю, русский язык и литературу ежедневно. Мне попадаются выпускники вузов, письменная грамотность которых заставляет задуматься, как они вообще школу-то окончили? Все эти проблемы наталкивают на мысль, почему правительством не был придуман национальный проект «Культура».
— Чувствуете виртуальную близость с почти 100%-ным тезкой, другим Владимиром Владимировичем, президентом России?
— У нас не только ФИО похожи, но и корни. Но, несмотря на это, я не могу сказать, что существует какое-то чувство близости.
БЛИЦ
— Как и где вы любите отдыхать?
— Либо абсолютно один дома под музыку, либо гуляя пешком по городу или за его пределами.
— Какую музыку предпочитаете?
— Так как я исполнитель-народник, люблю слушать народную музыку, например Людмилу Зыкину, Ольгу Воронец. Также классическую эстраду и цыганскую музыку.
— Есть ли у вас любимое исполняемое произведение?
— Есть, это песня Зыкиной «Я лечу над Россией», написанная моим любимым композитором Григорием Пономаренко.
— Вы считаете 23 февраля праздником?
— Когда ты чувствуешь, что армия олицетворяет государство и выражает внутреннюю мощь, то тогда 23 февраля — праздник. А если есть хоть какие-то сомнения на этот счет, то не думаю. У меня подобных сомнений немало. Поэтому для меня это не праздник.
Беседовал Сергей ЛИ.