СМИ ОБ АКАДЕМИИ

.

   Классики говорили, что бытие определяет сознание. А культурное бытие формирует личность, культура выступает цементирующей основой нашей жизни, нашей нравственности. Впрочем, сегодня эти основы повсеместно подвергаются мощнейшему разрушительному воздействию. Не обошли стороной эти процессы и Приморье. О том, как обстоят в Приморском крае дела с культурным строительством наш сегодняшний разговор с председателем президиума Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства заслуженным артистом Республики Казахстан Владимиром Пятиным, информирует «Тихоокеанская Россия»,

Владимир Владимирович, для начала расскажите, пожалуйста, вкратце о вашем научно-методическом центре, что это за структура, какие задачи ставит перед собой и как их решает?

— Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства Академии культуры России работает с 1992 года. Тогда он назывался Дальневосточный филиал Академии народной культуры, преобразованной в 1996 году в Академию культуры России, одним из основателей и первым президентом которой была народная артистка СССР Людмила Зыкина. В 2003 году филиал получил статус Дальневосточного отделения Академии культуры России, а с августа 2014 года отделение преобразовано в Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства Академии культуры.
За эти годы проделана большая работа. На фестивалях, конкурсах, концертах, спектаклях, организованных и проведенных Академией, побывали несколько сотен тысяч зрителей и участников. Проведено много благотворительных мероприятий, оказана поддержка молодым творчески одаренным людям и коллективам. С 2017 года одной из основных сфер деятельности нашего научно-методического центра стало дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации в сфере культуры и искусства по всем востребованным направлениям для Дальневосточного федерального округа.
Задачи, которые ставит перед собой Академия культуры России, – это осуществление проектов и программ, направленных на развитие и взаимообогащение культуры и искусства, народного творчества, и ремесел народов и народностей России.

— Этой осенью Приморский край отметит 80 лет со дня образования. Главные торжества пройдут в октябре, но знаменательную дату приморцы будут отмечать на протяжении всего года. К празднику подготовлена разнообразная культурная программа. Между тем, как отмечают специалисты, в культурной сфере края не всё так празднично… Или это не так?

— Проблемы в сфере культуры Приморского края мало чем отличаются от проблем других регионов. Это, прежде всего, хроническое недофинансирование отрасли и низкие заработные платы. Это старение кадров, ветшающая материально-техническая база. Однако, есть и специфические проблемы, свойственные Приморью. Это разбалансированность вертикали власти, которая требует административной реформы. А именно, создания в Приморье полноценного правительства, в составе которого работало бы министерство культуры края со всеми положенными этому органу властными полномочиями и авторитетом.
Особого внимания требует восстановление дворцов культуры «Горняк» в Дальнегорске, «Цементник» в Спасске-Дальнем. Требуется безотлагательное решение о ремонте дворца культуры «Союз» в Кавалеровском районе, дома культуры в селе Ново-Никольское Уссурийского городского округа. В двух последних учреждениях работают одни из лучших хореографических коллективов Приморского края – ансамбли «Галактика» и «Ритм».
В музыкальных, художественных и школах искусств края идёт стремительное старение кадров! Для того чтобы не прервалась связь поколений педагогов, для привлечения молодых специалистов в муниципальные образования краю необходима программа для работников культуры – аналог программы «Земский доктор», предусматривающая получение подъёмных и предоставления жилья.

— Понятно, что проблем в культурной сфере, впрочем, не только в ней, у нас хватает. На ваш взгляд, какие из них требуют первоочередного разрешения в крае?

— Для анализа положения дел в сфере культуры, поисков решения возникших проблем, разработки перспективных планов по развитию отрасли необходимо, чтобы экспертный совет по культурной среде в Приморском крае собирался не два раза в год по особым случаям, а работал, как полноценный экспертный орган в сфере культуры и искусства. Сейчас состоящий на пятьдесят процентов из руководителей краевых учреждений культуры, глубоко уважаемых мною людей, он больше напоминает расширенную коллегию департамента культуры, но это абсолютно разные по своим задачам структуры.

— Художники и писатели, композиторы и поэты, люди искусства, таланты нуждаются в поддержке и помощи. Но зачастую власти поддержку заменяют руководством творческим процессом. А сегодня разве что ленивый не берётся указывать, что и как художнику должно делать в профессии. Скажите, нужно ли нам управление культурой?

— Сегодня художникам и писателям, композиторам и поэтам предоставлена полная свобода. Отсутствие цензуры даёт им возможность писать и сочинять всё что им захочется. Вопрос в другом… Чтобы дойти до слушателя и зрителя необходимы немалые финансовые вложения. И вот тут-то и начинается самое интересное: деньги получают не всегда самые талантливые и творчески одарённые, а наиболее пробивные и имеющие связи. Не всегда творческий талант и пробивные способности объединяются в одном человеке, скорее даже наоборот.

— Давайте вспомним ещё одно классическое выражение: кадры решают всё. Как в Приморье обстоит дело с подготовкой кадров для учреждений культуры, особенно в глубинке, востребованы ли они у нас?

— В Приморском крае работают три средне-специальных учебных заведения сферы культуры и искусства: Приморский краевой художественный колледж во Владивостоке, Приморский краевой колледж культуры в Уссурийске и Приморский краевой колледж искусств опять же в краевом центре. Во главе их стоят высокопрофессиональные и болеющие душой за свое дело люди. Ежегодно этими учебными заведениями выпускается достаточное количество специалистов. Но проблема в их трудоустройстве, о чём мы говорили выше. Так же во Владивостоке размещается Дальневосточный государственный институт искусств, готовящий кадры для всего федерального округа. Но и там те же проблемы.

— О музыкальной культуре. У нас проводится немало фестивалей, кроме классической Дальневосточной весны, это праздник джаза, в последние годы к ним добавился рок-фестиваль, молодёжные рок-группы и вовсе появляются как грибы после дождя… А есть ли такое же движение в народной музыке? В хоровой?

— Вы не упомянули крупнейший классический фестиваль ««Мариинский» во Владивостоке», который уже дважды прошёл у нас в Приморском крае на разных площадках. Что касается народной музыки – это одна из самых больных, на мой взгляд, тем. В течение десятилетий к руководителям Приморского края обращалась музыкальная общественность с предложением о создании государственного или муниципального оркестра русских народных инструментов. Ныне покойный заслуженный деятель искусств России, профессор Дальневосточного государственного института искусств Геннадий Яковлевич Низовский встречался с первыми лицами, доказывал необходимость создания такого коллектива. Сейчас эта необходимость ощущается ещё более остро. Если мы позиционируем себя, как оплот русской культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нам необходим большой национальный коллектив, включающий в себя оркестр русских народных инструментов, хор и танцевальную группу. Потому что только являя миру Дальний Восток, как часть огромной России, в том числе в национальной культуре, мы сохраним здесь своё присутствие.

— И об уровне общей культуры. Не берусь утверждать за весь край, но административный центр Приморья, мягко говоря, не радует. Хотя в городе сосредоточена основная культурная сила – театры, галереи, музеи, библиотеки, музыкальные и художественные школы, вузы… Но, похоже, они мало образовывают население. Или я не прав?

— Наш замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский сказал: «Нет, грубость гнездится не в книгах, а в семье и на улице. Я ещё не видал человека, который бы научился бы сквернословить по книгам»… К великому сожалению, сейчас ребёнок может научиться сквернословить и по книгам, и по фильмам, а иногда, и по театральным постановкам.
Отсутствие внутренней цензуры, а порой, и общей культуры у некоторых наших «творческих деятелей» способствует деградации и одичанию. Отсутствие в нынешнем законе об образовании понятия «воспитание» не может не сказываться на культурном уровне подрастающих граждан страны.
Совсем в недавние времена в детских садах и школах Владивостока и Приморского края проводились концертные программы и спектакли артистами краевой филармонии, театров. Я сам на протяжении многих лет занимался этой работой. Мы старались делать программы на высоком художественном уровне, ставя себе задачу подготовить маленьких зрителей к восприятию искусства больших форм на сценах концертных залов и театров. Сейчас эта работа из-за нежелания, непонимания органов образования сведена фактически к нулю. А ведь с открытием у нас филиалов федеральных учреждений культуры таких как Приморская сцена Мариинского театра, необходимость в кропотливом воспитании слушателей зрителей только увеличилась.

Поздравляя нашего собеседника и его коллег с наступающим профессиональным праздником, хочется пожелать им не только творческих успехов и побед, но и благополучия, в том числе, материального. С Днём работника культуры!

Сергей СЕМЁНОВ

Газете «Аргументы недели» №11 (604), четверг 22 марта 2018 года.

 

 

 

 


«Хоровод дружбы» объединил разные культуры и национальности в Уссурийске

 

Председатель президиума дальневосточного отделения академии культуры России Владимир Пятин. Фото: Вероника Мурватова, ИА UssurMedia

 

С приветственным словом к участникам фестиваля обратился председатель президиума дальневосточного отделения академии культуры России Владимир Пятин.

«На нашей территории проведение такого мероприятия важно, потому что население Дальневосточного региона формировалось в течение полутора столетий из людей разных национальностей. И они приезжали не друг к другу на территорию постоянного проживания, а на свободные земли, и на равных условиях их осваивали. Поэтому здесь сформировался особый стиль дальневосточного российского человека. Аналога этому типу в нашей стране, пожалуй, нет. Дальневосточников отличают как культурные, так и поведенческие особенности. Приезжая на запад, всегда можно выделить дальневосточников в толпе, потому что есть у них какой-то свой образ. Он, видимо, воспитался в условиях местной природы, условиях слияния культур.

Такой фестиваль важен, здесь люди могу показать, что они не забыли свои истоки. И они представляют национальные родники, которые впадают в российскую культуру. Фестиваль имеет статус краевого, но хотелось бы, чтобы он стал дальневосточным, и в Уссурийске для этого есть все условия. Здесь сохранилась за 25 лет в новой стране вся сеть культурно-просветительских учреждений, которые были при советской власти. Есть база, на которой такие фестивали можно готовить, — рассказал Владимир Пятин. 

26 августа 2017 год.


Владимир Пятин: на фестивале «Любо!» вручили гран-при — казачью шашку  

           

Известный в Приморье культурный деятель подвёл итоги встреч и выступлений в Арсеньеве

Постоянный член жюри краевого фестиваля казачьей культуры «Любо!», председатель президиума Дальневосточного отделения Академии культуры России Владимир Пятин в интервью РИА «Восток-Медиа» поделился впечатлениями от прошедшего мероприятия в Арсеньеве и назвал победителей.

— Владимир Владимирович, на ваш взгляд, чем интересен этот фестиваль, и чем он отличается от множества других в Приморском крае?

— Во-первых, Приморский край в своё время населяли казаки, приехавшие сюда из других регионов для охраны рубежей Родины, и эти переселенцы привезли с собой особую казачью культуру. Причём казачья культура не только сохраняется, но и развивается. Всё-таки мы живём уже в 21 веке, поэтому появляются новые песни, новые мысли. И фестиваль нам показывает, что казачья культура – это не мёртвое образование, а живая культура. Несмотря на гонения, она сохранилась, приумножилась, дошла до наших дней, и, думаю, будет ещё долго-долго существовать.

— А вы не первый год работаете в жюри «Любо!»?

— Нет. Раньше этот краевой конкурс проходил в Хороле – начинался именно оттуда. Потом, в связи с некоторыми обстоятельствами, в прошлом году не проводили его вообще, и далее решили передать его в город Арсеньев. Географически это центр края, но там ни одного краевого конкурса не проводилось. При этом там достаточно хорошая казачья община, Даубихинский атаман, и они достаточно много занимаются сохранением, развитием традиций. И вот впервые краевой фестиваль казачьей культуры «Любо!» прошёл в Арсеньеве. Собрали 19 муниципальных образований Приморья, более полутысячи участников. На мой взгляд, организация была великолепная, и фестиваль получился ярким событием – сказалось то, что в Арсеньеве проводили несколько лет свой городской казачий фестиваль, наряду с краевым в Хороле.

Сейчас самые дальние коллективы приехали из Лучегорска и Дальнегорска – большие хоры. И, главное, что на гала-концерте в воскресенье зал был битком – несмотря на прекрасную погоду, дачи, люди пришли. И на площади тоже было много людей – там участники представляли декоративно-прикладное искусство, прошла ярмарка, продавались даже казачьи костюмы.

Кстати, сам казачий фестиваль в Приморье существует, наверно, уже лет двадцать. Первые проходили в посёлке Врангель, просто на открытой площадке, люди приезжали с палатками. Потом несколько лет во Владивостоке, после чего передали в Хороль. Пока фестивалем не занялся Станислав Якубовский, он фактически оставался сиротой, постоянных традиций не было. А теперь, мы надеемся, фестиваль приживётся в Арсеньеве.

— Жюри пришлось отсмотреть выступления 52 коллективов – сложно было выбрать лучших?

— Вы знаете, как и на любом фестивале, здесь тоже были участники и откровенно слабого, и среднего уровня, и очень высокого. Слабые сразу отсеивались, а из остальных мы уже выбирали. Кроме того, мы ведь уже знаем большинство коллективов, и сразу видим, у кого есть рост мастерства, а у кого уровень падает. А конкурс создан ещё и для того, чтобы мы могли указать на недочёты, направить в нужное русло – обсуждаем это за круглым столом с руководителями ансамблей, хоров. Кому интересно, тот ещё отдельно подходит, разговариваем.

В итоге гран-при – высшую награду — получил ансамбль народной песни «Калина» из ДК «Прогресс», в котором проходил фестиваль. Гран-при – это казачья шашка. Спецпризы в денежном эквиваленте – фактически первые места — за сохранение лучших традиций казачества получили: заслуженный коллектив народного творчества РФ, театр танца «Галактика» из Кавалерово и народный ансамбль «Казачий круг» Уссурийского казачьего войска, из Ярославки. Это среди взрослых участников, кроме того, вручали призы в каждой возрастной категории. Например, в категории от 6 до 14 лет в номинации «Хоры и ансамбли» первое место получил хор народной песни «Оберег», в молодёжной возрастной категории 15-25 лет – народный ансамбль русской песни «Белые росы» из краевого колледжа культуры в Уссурийске. В категории 26 лет и старше лауреатом первой степени стал народный хор русской песни «Вишенье» — он тоже из Арсеньева.

— Таким образом, вы как-то хотели поощрить, отметить организаторов – что и приз в этой категории, и гран-при остались в Арсеньеве?

— Нет, вопрос так не стоял. Коллектив действительно очень высокого уровня, руководит им Владимир Корсунский. Не в поощрении дело – мы никогда ничего не присуждаем с этой точки зрения, а оцениваем только по работе. В данном случае – женский вокальный коллектив, очень достойный, он в этом году получил ещё и первое место на фестивале «Голоса Приморья». Коллективу уже более 20 лет, и участницы там – разных профессий: кто парикмахер, кто в администрации работает. То есть они действительно представляют художественную самодеятельность, при этом очень высокого уровня.

Что ещё хочу отметить – у коллективов меняется репертуар. Радует, что они находят что-то новое, иногда и сами пишут песни.

Сюжеты: Фестивальное Приморье