СМИ ОБ АКАДЕМИИ

ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ

4 апреля 2019 года.

«В КРАЮ КУЛЬТУРЫ ИЛИ НА ЕЁ КРАЮ»

Неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности в Российской Федерации признают государственную культурную политику. «Культура России – такое же её достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире», – подчёркивается в Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом президента в конце декабря 2014 года. О том, как обстоят в Приморском крае дела с культурным строительством, еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в канун прошлогоднего Дня работника культуры, отмечаемого, напомним, 25 марта, вёл разговор с председателем президиума Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства заслуженным артистом Республики Казахстан Владимиром ПЯТИНЫМ. Сегодня, год спустя, мы вновь попросили его ответить на наши вопросы.

— Владимир Владимирович, всего неделю назад мы отмечали профессиональный праздник работников культуры. Возможно, я ошибаюсь, но особых торжеств по этому поводу в Приморье не было, разве что председатель Думы Владивостока выступил с поздравлением. Фанфары не звучали потому как особо гордиться нечем?.. Но ведь Приморье считается краем традиционно высокой культуры или сегодня мы просто самый край культуры?

— Действительно, наш Приморский край традиционно развивался в культурном отношении более интенсивно, чем другие регионы Дальнего Востока. Это было обусловлено высокими темпами экономического роста в советский период, несколькими организованными переселенческими волнами из западных и центральных областей страны – российского Нечерноземья, Украины, из других национальных республик, способствовавшие формированию культурного многоцветия. Значительный потенциал Приморье сохранило и по сей день.

— Звучит оптимистично. Но, согласитесь, что основной «культурный слой» Приморья сосредоточен во Владивостоке, именно здесь главные «силы» – театры, галереи, музеи, концертные залы, учебные заведения, творческие союзы и коллективы… А что в крае, в сельской и таёжной глубинке, вдалеке от культурно-просветительских учреждений? Особенно в моногородах, том же Дальнегорске или уже всеми забытом Светлогорье?

— Конституция Российской Федерации, её сорок четвёртая статья гарантирует право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Особенностью Приморья является то, что большая часть населения, а это без малого миллион триста тысяч человек, проживает в городах и муниципальных образованиях края, а не в его столице.

Между тем в тридцати четырёх муниципальных образованиях края работают триста семьдесят восемь учреждений культурно-досугового типа системы Министерства культуры Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает один из важнейших показателей, по которым Минкульт определяет уровень обеспеченности территорий культурно-досуговыми учреждениями – количество учреждений на десять тысяч жителей. Средний показатель по стране составляет две и девять десятых; в Дальневосточном федеральном округе – две и две десятых; в Приморском крае – около двух. В сельской местности, к сожалению, клубы закрываются. Их численность не уменьшается только по тому, что отсутствуют официальные документы о ликвидации. Например, в Яковлевском районе не работает десять клубов из восемнадцати! Настораживает и то, что доля зданий учреждений культурно- досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии (требующие капитального ремонта и аварийные) растёт, если в 2017 году их доля по краю составляла тридцать шесть и семь десятых процента, то в 2018 году уже сорок и восемь десятых процента. Тогда как по России этот показатель был двадцать и три десятых процента, а по Дальневосточному федеральному округу двадцать один и две десятых процента.

Очень сложное положение с кадрами. В клубных учреждениях снижается число штатных сотрудников. Если в 2017 году их было две тысячи триста шестьдесят четыре, то в 2018 только две тысячи сорок восемь. И эти цифры не дают полной, реальной картины. По результатам мониторинга около двадцати процентов экономии фонда оплаты труда и выполнение «дорожной карты» достигается за счёт того, что в большинстве сельских поселений работников клубных учреждений переводят на неполный рабочий день и на неполную ставку – половину или даже четверть, хотя она и так весьма, мягко говоря, невелика.

Также неблагополучно обстоят дела и с библиотеками. Их на сегодняшний день у нас по факту двести сорок три. По данным Главного информационного вычислительного центра министерства культуры Приморский край находится лишь на восьмидесятом (!) месте по охвату библиотечным обслуживанием населения. Если в среднем по России на одну библиотеку приходится четыре тысячи жителей, в Дальневосточном федеральном округе три с половиной тысячи, то у нас в крае пять тысяч семьсот. По России обновление фондов на тысячу жителей составляет двести пятьдесят книг в год, в Приморье это всего лишь пятьдесят восемь книг. И по сравнению с 2017 годом этот показатель снизился ещё на восемнадцать книг. По России к интернету подключено семьдесят три и три десятых процента библиотек, в Приморском крае – сорок семь и семь десятых. Только тридцать семь и семь десятых процента библиотек могут предоставить доступ к интернету пользователям, то есть читателям.

Одним из основополагающих принципов местного самоуправления является наличие собственной выделенной компетенции муниципальных органов исполнительной власти в области культуры, которая регулируется законодательством о культуре. Тот факт, что в большинстве администраций муниципальных районов Приморского края нет самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих управление в отрасли культуры, не может не вызывать тревогу и обеспокоенность невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур. Так же необходимо переформатировать краевой департамент культуры, наделить его дополнительными полномочиями, увеличить штат, так как сейчас всеми вопросами по факту занимаются всего двенадцать человек, которые физически не могут охватить весь спектр проблем.

По моему глубокому убеждению, именно отсутствие чёткой системы управления является причиной многих проблем отрасли.

— Культурное общество в целом составляют отдельные культурные люди. Но таковые сами по себе не появляются, их надо воспитывать – в школе, даже раньше, в детском саду, в кружках и детских творческих коллективах… Как бы Вы охарактеризовали «культурную» работу с подрастающим поколением?

– Знаете, у нас в крае достаточное количество музыкальных, художественных школ и школ искусств. Работают детские, юношеские творческие коллективы. Но меня беспокоит, что краевые учреждения: театры, филармония, в силу разного рода причин, в основном экономического характера, очень мало бывают в крае. Так, например, в государственном задании Приморского краевого драматического театра молодёжи оговорено количество гастрольных спектаклей в 2019 году – всего двенадцать (по одному в месяц) с плановым показателем числа зрителей в две тысячи девятьсот человек, а у филармонии государственное задание соответственно тридцать гастрольных поездок, с числом зрителей две тысячи семьсот человек, что не сопоставимо с количеством жителей края. Для изменения ситуации необходимо субсидировать гастроли, как минимум из расчёта одна тысяча рублей на один билет. Необходимо возобновить плановую работу с учреждениями образования – детскими садами, школами, знакомить юных приморцев с музыкально-лекторийными программами. Эта работа должна проводиться совместными усилиями с органами управления образованием края, которые в последние годы от неё устранились. Театрального зрителя нужно готовить с самого раннего возраста, иначе через десять лет зрительные залы будут пустые.

Кстати, на одной из встреч с президентом ему предложили создать фонд развития культуры в регионах. Оно было услышано. Владимир Путин заметил, что внимание нужно обратить также на кукольные театры и театры юного зрителя, в том числе на зарплаты их сотрудников. Может быть имеет смысл подумать о создании внебюджетного фонда развития культуры Приморского края.

— Согласитесь, сегодня не только русский язык подвергают просто жуткому издевательству, особенно в соцсетях. Зачастую превозносят образцы западной культуры, например, в музыке, игнорируя при этом (порой сознательно) своё, родное – боюсь, вряд ли кто из школьников или студентов сможет вспомнить, тем более воспроизвести «Светит месяц» или пресловутую «Калинку». Почему, на Ваш взгляд, так мало у нас в крае народных коллективов, особенно детских, а если они всё же есть, то их мало пропагандируют?..

– Не соглашусь, что мало, у нас в крае достаточно народных коллективов. Назову только несколько из них, пришедших на память. Это образцовый ансамбль народной песни и ансамбль русских народных духовых инструментов «Вишенка» из Черниговки, заслуженный коллектив Приморского края образцовый ансамбль танца «Ритм» из села Новоникольское Уссурийского городского округа, образцовый хор народной песни «Славица» также из Уссурийска… У нас много других замечательных, талантливых народных коллективов. Хотелось бы, чтобы их воспитанники, выпускаясь из коллективов, могли продолжить свои занятия творчеством. Для этого, по моему мнению, необходимо создание в крае большого государственного профессионального коллектива, в состав которого вошёл бы оркестр русских народных инструментов, вокальная и хореографическая группы. Этот коллектив мог бы стать визитной карточкой Приморья.

— Мы с вами являемся свидетелями начавшегося во Владивостоке (опять в краевом центре) возведения масштабного культурного комплекса, «не имеющего аналогов культурного кластера», который, по мыслям властей, поможет закрепить за городом статус культурного центра всего Дальнего Востока, привлечь толпы туристов. Громадьё этих планов впечатляет, но даже на нашей с вами памяти каких только сверхамбициозных планов не заявлялось, вроде того, чтобы превратить Владивосток в советский Сан-Франциско, который бы затмил сам образец. В итоге мы сегодня имеем не очень удобный для жизни, не очень чистый и благоустроенный, не очень культурный мультикультурный город. Быть может, те очень большие деньги, выделяемые на постройку непонятно чего на Орлиной сопке, лучше было бы пустить на поддержку народных хоров, создание в крае русского музыкального коллектива, ансамблей малых народов по примеру знаменитого корякского фольклорного коллектива «Мэнго», строительство достойной краевой библиотеки?..

– Я всегда придерживался такого мнения, что надо делать не вместо, а вместе. И масштабный культурный комплекс на Орлиной сопке, и Высшая школа музыкального и театрального искусства на острове Русский возводятся без привлечения бюджетного финансирования. Строительством объектов займётся фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие». Только при этом не нужно забывать, что у нас уже существуют Дальневосточный государственный институт искусств, Приморская государственная картинная галерея и детская школа искусств имени Сергея Прокофьева во Владивостоке… Чтобы не получилось как недавно с неожиданным решением минкульта о слиянии первого русского театра в Ярославле с Александринским театром в Санкт-Петербурге. Председатель Союза театральных деятелей России народный артист РСФСР Александр Александрович Калягин на это заметил: «Неужели нельзя было посоветоваться? Посоветоваться всего лишь. И потом, с учётом мнения всех заинтересованных сторон, принимать решение».

— Владимир Владимирович, Вы обозначили болевые точки культурного строительства в крае…. Скажите, пожалуйста, как скоро они могут получить благоприятное разрешение?

— Прошлым летом на встрече с тогдашним кандидатов в губернаторы Андреем Тарасенко я предложил провести краевой съезд работников культуры и искусства, где мы могли бы обсудить все или хотя бы самые острые проблемы и обговорить возможные пути их решения. Идея была поддержана, но не была реализована – край возглавил другой руководитель. Потому, пользуясь случаем публичного выступления в вашем еженедельнике, обращаюсь к действующему главе края Олегу Николаевичу Кожемяко с предложением подготовить и провести такой съезд. Без доверительного и заинтересованного разговора выше обозначенные проблемы нам не решить.

Сергей СЕМЁНОВ

 


   Классики говорили, что бытие определяет сознание. А культурное бытие формирует личность, культура выступает цементирующей основой нашей жизни, нашей нравственности. Впрочем, сегодня эти основы повсеместно подвергаются мощнейшему разрушительному воздействию. Не обошли стороной эти процессы и Приморье. О том, как обстоят в Приморском крае дела с культурным строительством наш сегодняшний разговор с председателем президиума Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства заслуженным артистом Республики Казахстан Владимиром Пятиным, информирует «Тихоокеанская Россия»,

Владимир Владимирович, для начала расскажите, пожалуйста, вкратце о вашем научно-методическом центре, что это за структура, какие задачи ставит перед собой и как их решает?

— Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства Академии культуры России работает с 1992 года. Тогда он назывался Дальневосточный филиал Академии народной культуры, преобразованной в 1996 году в Академию культуры России, одним из основателей и первым президентом которой была народная артистка СССР Людмила Зыкина. В 2003 году филиал получил статус Дальневосточного отделения Академии культуры России, а с августа 2014 года отделение преобразовано в Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства Академии культуры.
За эти годы проделана большая работа. На фестивалях, конкурсах, концертах, спектаклях, организованных и проведенных Академией, побывали несколько сотен тысяч зрителей и участников. Проведено много благотворительных мероприятий, оказана поддержка молодым творчески одаренным людям и коллективам. С 2017 года одной из основных сфер деятельности нашего научно-методического центра стало дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации в сфере культуры и искусства по всем востребованным направлениям для Дальневосточного федерального округа.
Задачи, которые ставит перед собой Академия культуры России, – это осуществление проектов и программ, направленных на развитие и взаимообогащение культуры и искусства, народного творчества, и ремесел народов и народностей России.

— Этой осенью Приморский край отметит 80 лет со дня образования. Главные торжества пройдут в октябре, но знаменательную дату приморцы будут отмечать на протяжении всего года. К празднику подготовлена разнообразная культурная программа. Между тем, как отмечают специалисты, в культурной сфере края не всё так празднично… Или это не так?

— Проблемы в сфере культуры Приморского края мало чем отличаются от проблем других регионов. Это, прежде всего, хроническое недофинансирование отрасли и низкие заработные платы. Это старение кадров, ветшающая материально-техническая база. Однако, есть и специфические проблемы, свойственные Приморью. Это разбалансированность вертикали власти, которая требует административной реформы. А именно, создания в Приморье полноценного правительства, в составе которого работало бы министерство культуры края со всеми положенными этому органу властными полномочиями и авторитетом.
Особого внимания требует восстановление дворцов культуры «Горняк» в Дальнегорске, «Цементник» в Спасске-Дальнем. Требуется безотлагательное решение о ремонте дворца культуры «Союз» в Кавалеровском районе, дома культуры в селе Ново-Никольское Уссурийского городского округа. В двух последних учреждениях работают одни из лучших хореографических коллективов Приморского края – ансамбли «Галактика» и «Ритм».
В музыкальных, художественных и школах искусств края идёт стремительное старение кадров! Для того чтобы не прервалась связь поколений педагогов, для привлечения молодых специалистов в муниципальные образования краю необходима программа для работников культуры – аналог программы «Земский доктор», предусматривающая получение подъёмных и предоставления жилья.

— Понятно, что проблем в культурной сфере, впрочем, не только в ней, у нас хватает. На ваш взгляд, какие из них требуют первоочередного разрешения в крае?

— Для анализа положения дел в сфере культуры, поисков решения возникших проблем, разработки перспективных планов по развитию отрасли необходимо, чтобы экспертный совет по культурной среде в Приморском крае собирался не два раза в год по особым случаям, а работал, как полноценный экспертный орган в сфере культуры и искусства. Сейчас состоящий на пятьдесят процентов из руководителей краевых учреждений культуры, глубоко уважаемых мною людей, он больше напоминает расширенную коллегию департамента культуры, но это абсолютно разные по своим задачам структуры.

— Художники и писатели, композиторы и поэты, люди искусства, таланты нуждаются в поддержке и помощи. Но зачастую власти поддержку заменяют руководством творческим процессом. А сегодня разве что ленивый не берётся указывать, что и как художнику должно делать в профессии. Скажите, нужно ли нам управление культурой?

— Сегодня художникам и писателям, композиторам и поэтам предоставлена полная свобода. Отсутствие цензуры даёт им возможность писать и сочинять всё что им захочется. Вопрос в другом… Чтобы дойти до слушателя и зрителя необходимы немалые финансовые вложения. И вот тут-то и начинается самое интересное: деньги получают не всегда самые талантливые и творчески одарённые, а наиболее пробивные и имеющие связи. Не всегда творческий талант и пробивные способности объединяются в одном человеке, скорее даже наоборот.

— Давайте вспомним ещё одно классическое выражение: кадры решают всё. Как в Приморье обстоит дело с подготовкой кадров для учреждений культуры, особенно в глубинке, востребованы ли они у нас?

— В Приморском крае работают три средне-специальных учебных заведения сферы культуры и искусства: Приморский краевой художественный колледж во Владивостоке, Приморский краевой колледж культуры в Уссурийске и Приморский краевой колледж искусств опять же в краевом центре. Во главе их стоят высокопрофессиональные и болеющие душой за свое дело люди. Ежегодно этими учебными заведениями выпускается достаточное количество специалистов. Но проблема в их трудоустройстве, о чём мы говорили выше. Так же во Владивостоке размещается Дальневосточный государственный институт искусств, готовящий кадры для всего федерального округа. Но и там те же проблемы.

— О музыкальной культуре. У нас проводится немало фестивалей, кроме классической Дальневосточной весны, это праздник джаза, в последние годы к ним добавился рок-фестиваль, молодёжные рок-группы и вовсе появляются как грибы после дождя… А есть ли такое же движение в народной музыке? В хоровой?

— Вы не упомянули крупнейший классический фестиваль ««Мариинский» во Владивостоке», который уже дважды прошёл у нас в Приморском крае на разных площадках. Что касается народной музыки – это одна из самых больных, на мой взгляд, тем. В течение десятилетий к руководителям Приморского края обращалась музыкальная общественность с предложением о создании государственного или муниципального оркестра русских народных инструментов. Ныне покойный заслуженный деятель искусств России, профессор Дальневосточного государственного института искусств Геннадий Яковлевич Низовский встречался с первыми лицами, доказывал необходимость создания такого коллектива. Сейчас эта необходимость ощущается ещё более остро. Если мы позиционируем себя, как оплот русской культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нам необходим большой национальный коллектив, включающий в себя оркестр русских народных инструментов, хор и танцевальную группу. Потому что только являя миру Дальний Восток, как часть огромной России, в том числе в национальной культуре, мы сохраним здесь своё присутствие.

— И об уровне общей культуры. Не берусь утверждать за весь край, но административный центр Приморья, мягко говоря, не радует. Хотя в городе сосредоточена основная культурная сила – театры, галереи, музеи, библиотеки, музыкальные и художественные школы, вузы… Но, похоже, они мало образовывают население. Или я не прав?

— Наш замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский сказал: «Нет, грубость гнездится не в книгах, а в семье и на улице. Я ещё не видал человека, который бы научился бы сквернословить по книгам»… К великому сожалению, сейчас ребёнок может научиться сквернословить и по книгам, и по фильмам, а иногда, и по театральным постановкам.
Отсутствие внутренней цензуры, а порой, и общей культуры у некоторых наших «творческих деятелей» способствует деградации и одичанию. Отсутствие в нынешнем законе об образовании понятия «воспитание» не может не сказываться на культурном уровне подрастающих граждан страны.
Совсем в недавние времена в детских садах и школах Владивостока и Приморского края проводились концертные программы и спектакли артистами краевой филармонии, театров. Я сам на протяжении многих лет занимался этой работой. Мы старались делать программы на высоком художественном уровне, ставя себе задачу подготовить маленьких зрителей к восприятию искусства больших форм на сценах концертных залов и театров. Сейчас эта работа из-за нежелания, непонимания органов образования сведена фактически к нулю. А ведь с открытием у нас филиалов федеральных учреждений культуры таких как Приморская сцена Мариинского театра, необходимость в кропотливом воспитании слушателей зрителей только увеличилась.

Поздравляя нашего собеседника и его коллег с наступающим профессиональным праздником, хочется пожелать им не только творческих успехов и побед, но и благополучия, в том числе, материального. С Днём работника культуры!

Сергей СЕМЁНОВ

Газете «Аргументы недели» №11 (604), четверг 22 марта 2018 года.

 

 

 

 


«Хоровод дружбы» объединил разные культуры и национальности в Уссурийске

 

Председатель президиума дальневосточного отделения академии культуры России Владимир Пятин. Фото: Вероника Мурватова, ИА UssurMedia

 

С приветственным словом к участникам фестиваля обратился председатель президиума дальневосточного отделения академии культуры России Владимир Пятин.

«На нашей территории проведение такого мероприятия важно, потому что население Дальневосточного региона формировалось в течение полутора столетий из людей разных национальностей. И они приезжали не друг к другу на территорию постоянного проживания, а на свободные земли, и на равных условиях их осваивали. Поэтому здесь сформировался особый стиль дальневосточного российского человека. Аналога этому типу в нашей стране, пожалуй, нет. Дальневосточников отличают как культурные, так и поведенческие особенности. Приезжая на запад, всегда можно выделить дальневосточников в толпе, потому что есть у них какой-то свой образ. Он, видимо, воспитался в условиях местной природы, условиях слияния культур.

Такой фестиваль важен, здесь люди могу показать, что они не забыли свои истоки. И они представляют национальные родники, которые впадают в российскую культуру. Фестиваль имеет статус краевого, но хотелось бы, чтобы он стал дальневосточным, и в Уссурийске для этого есть все условия. Здесь сохранилась за 25 лет в новой стране вся сеть культурно-просветительских учреждений, которые были при советской власти. Есть база, на которой такие фестивали можно готовить, — рассказал Владимир Пятин. 

26 августа 2017 год.


Владимир Пятин: на фестивале «Любо!» вручили гран-при — казачью шашку  

           

Известный в Приморье культурный деятель подвёл итоги встреч и выступлений в Арсеньеве

Постоянный член жюри краевого фестиваля казачьей культуры «Любо!», председатель президиума Дальневосточного отделения Академии культуры России Владимир Пятин в интервью РИА «Восток-Медиа» поделился впечатлениями от прошедшего мероприятия в Арсеньеве и назвал победителей.

— Владимир Владимирович, на ваш взгляд, чем интересен этот фестиваль, и чем он отличается от множества других в Приморском крае?

— Во-первых, Приморский край в своё время населяли казаки, приехавшие сюда из других регионов для охраны рубежей Родины, и эти переселенцы привезли с собой особую казачью культуру. Причём казачья культура не только сохраняется, но и развивается. Всё-таки мы живём уже в 21 веке, поэтому появляются новые песни, новые мысли. И фестиваль нам показывает, что казачья культура – это не мёртвое образование, а живая культура. Несмотря на гонения, она сохранилась, приумножилась, дошла до наших дней, и, думаю, будет ещё долго-долго существовать.

— А вы не первый год работаете в жюри «Любо!»?

— Нет. Раньше этот краевой конкурс проходил в Хороле – начинался именно оттуда. Потом, в связи с некоторыми обстоятельствами, в прошлом году не проводили его вообще, и далее решили передать его в город Арсеньев. Географически это центр края, но там ни одного краевого конкурса не проводилось. При этом там достаточно хорошая казачья община, Даубихинский атаман, и они достаточно много занимаются сохранением, развитием традиций. И вот впервые краевой фестиваль казачьей культуры «Любо!» прошёл в Арсеньеве. Собрали 19 муниципальных образований Приморья, более полутысячи участников. На мой взгляд, организация была великолепная, и фестиваль получился ярким событием – сказалось то, что в Арсеньеве проводили несколько лет свой городской казачий фестиваль, наряду с краевым в Хороле.

Сейчас самые дальние коллективы приехали из Лучегорска и Дальнегорска – большие хоры. И, главное, что на гала-концерте в воскресенье зал был битком – несмотря на прекрасную погоду, дачи, люди пришли. И на площади тоже было много людей – там участники представляли декоративно-прикладное искусство, прошла ярмарка, продавались даже казачьи костюмы.

Кстати, сам казачий фестиваль в Приморье существует, наверно, уже лет двадцать. Первые проходили в посёлке Врангель, просто на открытой площадке, люди приезжали с палатками. Потом несколько лет во Владивостоке, после чего передали в Хороль. Пока фестивалем не занялся Станислав Якубовский, он фактически оставался сиротой, постоянных традиций не было. А теперь, мы надеемся, фестиваль приживётся в Арсеньеве.

— Жюри пришлось отсмотреть выступления 52 коллективов – сложно было выбрать лучших?

— Вы знаете, как и на любом фестивале, здесь тоже были участники и откровенно слабого, и среднего уровня, и очень высокого. Слабые сразу отсеивались, а из остальных мы уже выбирали. Кроме того, мы ведь уже знаем большинство коллективов, и сразу видим, у кого есть рост мастерства, а у кого уровень падает. А конкурс создан ещё и для того, чтобы мы могли указать на недочёты, направить в нужное русло – обсуждаем это за круглым столом с руководителями ансамблей, хоров. Кому интересно, тот ещё отдельно подходит, разговариваем.

В итоге гран-при – высшую награду — получил ансамбль народной песни «Калина» из ДК «Прогресс», в котором проходил фестиваль. Гран-при – это казачья шашка. Спецпризы в денежном эквиваленте – фактически первые места — за сохранение лучших традиций казачества получили: заслуженный коллектив народного творчества РФ, театр танца «Галактика» из Кавалерово и народный ансамбль «Казачий круг» Уссурийского казачьего войска, из Ярославки. Это среди взрослых участников, кроме того, вручали призы в каждой возрастной категории. Например, в категории от 6 до 14 лет в номинации «Хоры и ансамбли» первое место получил хор народной песни «Оберег», в молодёжной возрастной категории 15-25 лет – народный ансамбль русской песни «Белые росы» из краевого колледжа культуры в Уссурийске. В категории 26 лет и старше лауреатом первой степени стал народный хор русской песни «Вишенье» — он тоже из Арсеньева.

— Таким образом, вы как-то хотели поощрить, отметить организаторов – что и приз в этой категории, и гран-при остались в Арсеньеве?

— Нет, вопрос так не стоял. Коллектив действительно очень высокого уровня, руководит им Владимир Корсунский. Не в поощрении дело – мы никогда ничего не присуждаем с этой точки зрения, а оцениваем только по работе. В данном случае – женский вокальный коллектив, очень достойный, он в этом году получил ещё и первое место на фестивале «Голоса Приморья». Коллективу уже более 20 лет, и участницы там – разных профессий: кто парикмахер, кто в администрации работает. То есть они действительно представляют художественную самодеятельность, при этом очень высокого уровня.

Что ещё хочу отметить – у коллективов меняется репертуар. Радует, что они находят что-то новое, иногда и сами пишут песни.

Сюжеты: Фестивальное Приморье