СТАТЬИ

Лев Ткачев: В моей душе «микроб» рассказывания

В феврале культурная общественность Владивостока будет отмечать 80-летие со дня рождения выдающегося деятеля культуры и искусства Приморского края и России, заведующего кафедрой сценической речи Дальневосточной государственной академии искусств, народного артиста РСФСР, профессора Льва Ткачева.

– Лев Александрович был настоящим мастером художественного слова, человеком, ставшим для поколений студентов эталоном интеллигентности, – говорит Виктор Игнатьев, директор Дальневосточного научно-методического центра культуры и искусства. – Он создал кафедру сценической речи в институте искусств, заложил основы преподавания. А каким он был великолепным исполнителем, как звучало в его устах слово! Друзья и коллеги Льва Ткачева отмечали, что его творческий почерк отличали высокая художественная культура, индивидуальное решение в трактовке выбранного для эстрады произведения.

Концерты Ткачева проходили с аншлагом, интересом у слушателей пользовались его программы «Знакомый ваш Сергей Есенин», «Лермонтов–Евтушенко», пушкинская «Метель», литературно-документальная композиция по творчеству Маяковского «Париж… Татьяне Яковлевой…». Знаете, даже такая фраза ходила во Владивостоке: «Тот из владивостокцев, кто не знает Ткачева, не может считать себя культурным человеком». И в том была немалая доля истины.

Вот как о своей любви к художественному слову говорил сам Лев Александрович в беседе с журналистами: «Еще в детстве появился в моей душе «микроб» рассказывания. Я слушал по радио и на пластинках мастеров художественного слова – Закушняка, Журавлева, Качалова. В то время много было разных хороших чтецов, о которых, к сожалению, современная молодежь не знает…

Мне кажется, что слово – это живое существо. Слова похожи на птиц разной породы, они по-разному летают, по-разному себя ведут. В детстве я сильно заикался. Парадокс: человек живет словом, хочет людям о чем-то рассказать и не может! Это меня угнетало, и я решил, что если не вылечу себя, не стану артистом, а именно чтецом, то мне, в общем-то, моя жизнь будет неинтересна…». Он сумел преодолеть заикание, стал уникальным явлением в культурной жизни Приморья и России.

В 2003 году Лев Ткачев ушел из жизни. Но заложенные им традиции живы. И в год его юбилея Дальневосточная академия искусств и Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства намерены провести серию мероприятий: большой концерт – вечер памяти Льва Ткачева в Большом зале Приморской филармонии (он состоится 29 февраля), переиздать его книгу «Исповедь ихтиозавра», выпустить CD и DVD-записи его концертов. Также на здании академии искусств будет установлена памятная доска Льва Ткачева.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

 

 

 

Становление Приморского театра оперы и балета (Русский оперный дом) проблемы и их решение.
Здание Приморского театра оперы и балета было построено в рамках подготовки Азиатского Тихоокеанского Экономического Саммита 2012 года в городе Владивостоке. Наряду с мостами через бухту «Золотой рог» и пролив «Босфор восточный», кампусом Дальневосточного Федерального университета и другими инфраструктурными объектами, украсившими город.
Но открыт он был лишь через год, 18 октября 2013 года. Открытие было приурочено к семьдесят пятой годовщине образования Приморского края. Проект этого сооружения стал одной из самых примечательных, сложных, и неординарных работ института «Омскгражданпроект»- города Омска. От первых эскизных набросков до утверждения заказчиком (Администрация Приморского края) рабочей документации ушло меньше года. Для такого уровня здания это экстремальный срок. Театр был спроектирован по образцу оперного театра в Кояне (Южная Корея), что уже изначально предполагало направленность деятельности театра: гастрольная, прокатная площадка, не имеющая собственной труппы. Так как в отличие от России там нет репертуарных театров со своим штатом, а спектакли ставятся как антреприза в России, с приглашенными артистами. Соответственно в проекте не было предусмотрено размещение производственных цехов (костюмерного, декорационного, бутафорского), мастерских художников. Достаточного количества гримерных, репетиционных залов. Помещений для административно-хозяйственных служб. Поэтому, не смотря на свою огромность, в театре ощущается нехватка помещений.
В СССР проектами подобного рода учреждений занимался Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр», Министерства Культуры СССР; поэтому учитывались все особенности функционирования репертуарного театра. Проектирование было комплексным, с учетом всех  потребностей будущего учреждения; вплоть до гостиниц-общежитий и комбинатов общественного питания.
Смена руководителя Приморского края и приход на пост губернатора Владимира Владимировича Миклушевского определили дальнейшую судьбу театра. Было принято решение сформировать собственный творческий коллектив, включающий в себя: большой симфонический оркестр (до девяноста человек), оперную и балетную труппы, хор, миманс. Технические службы и цеха, административный персонал. Учреждение культуры было зарегистрировано как юридическое лицо: «Краевое Государственное Автономное Учреждение Культуры «Приморский театр оперы и балета». Со штатным расписанием 500 человек.
Автономность учреждения позволяла более свободно распоряжаться средствами от продажи билетов и пожертвованиями меценатов. В театре был создан попечительский совет, который возглавила заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец. В попечительский совет вошли: Губернатор Приморского края В. В, Миклушевский (сопредседатель), глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер, Генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова, Президент ОАО «Ростелеком» Сергей Калугин, Генеральный директор ОАО «Российские сети» Олег Бударгин, Президент ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин, Генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов.
Но естественно основная нагрузка по содержанию театра легла на бюджет Приморского края. Если даже брать среднюю заработную плату в Приморском крае за 2015 год в размере 33286 рублей, не трудно посчитать, что ежемесячный фонд заработной платы со штатом в 500 человек составил -16.643.000 рублей, а в год — 199.716.000. Отсутствие собственного общежития — гостиницы требовало выделять внушительные суммы на оплату съемного жилья. Большие затраты  на содержание здания, постановку спектаклей. В связи, с чем из бюджета Приморского края ежегодно выделялось по самым скромным подсчетам свыше шестисот миллионов рублей в год. При бюджетном финансирование культуры в Приморском крае около двух миллиардов рублей; это составило примерно тридцать процентов от суммы, выделенной на всю культурную отрасль края. Что естественно вызвало недовольство многих видных деятелей культуры Приморья, представителей депутатского корпуса.
Со дня основания, театр возглавил молодой амбициозный музыкант, композитор-дирижер Антон Владимирович Лубченко. Первые шаги новорожденного театра оказались далеко не робкими. Всего лишь за два сезона был создан базовый репертуар включающий шедевры мировой классики: оперы «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», «Алеко», «Паяцы», «Кармен», «Тоска», «Мазепа», «Повесть о настоящем человеке»; балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Жар-птица», «Жизель». Самую высокую планку в рейтинге наиболее посещаемых мероприятий театра занял балет. Процесс знакомства зрителя с классическими образцами в этом жанре шел постепенно. Заполняемость зала на балетные спектакли достигала 96-ти процентов.
В театре два зала: максимальная загруженность Большого зала, предназначенного для масштабных оперных и балетных постановок, крупных симфонических и хоровых концертов составляет -1390 мест. Малая сцена используется для камерных представлений и постановок; полная загруженность зала -312 мест. Средняя загруженность Большого и Малого залов за прошедшие два года составила 75 процентов, что является очень хорошим показателем. В городах с населением миллион человек; таких как Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Челябинск — имеющих театры оперы и балета, загруженность залов составляет 65 процентов. А Владивосток с населением менее 700.000 человек на 10 процентов превысил их показатель. Средняя стоимость одного билета на посещение спектакля Приморского театра оперы и балета в 2015 году составила 817 рублей, что говорит о его доступности для любых слоев населения.
По отчетам за 2015 год кассами театра продано билетов на сумму 81.578.090 рублей, проведено 156  спектаклей и концертов, на которых побывало 99.774 зрителя. Загруженность залов в 2015 году составила 51,8 процента. По сравнению с 2014 годом произошло падение посещаемости примерно на 30 процентов, за счет не высокого интереса публики к проводимым концертам симфонической музыки и музыкальным марафонам. Однако на балетные спектакли, залы были заполнены в среднем так же на 75 процентов.
Начальный и самый трудный этап рождения первого на территории Приморья театра оперы и балета завершен. С самого начала образования театра, было ошибкой совмещение должности художественного руководителя и директора театра. Это привело ко многим недочетам в финансово-экономической деятельности учреждения. Пройдя этап становления, театру потребовалось выйти на другой уровень в своем развитии. Для этого руководством страны в лице Президента Владимира Владимировича Путина, было принято решение о создании на базе Приморского театра оперы и балета с 1-го января 2016 года — Приморского филиала Государственного Академического Мариинского театра под руководством Народного артиста России Валерия Абисаловича Гергиева. Особый акцент был сделан на привлечение в театр детей и юношества и создания базы для проведения Международных музыкальных фестивалей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мы надеемся, что этот этап в развитии театра будет не менее успешным. Пусть это единение станет залогом здорового духа и творческой мощи молодого Приморского коллектива.
Для информационно-аналитической службы Дальневосточного Научно-методического центра культуры и искусства Академии культуры России
Григорий Пятин.