ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «МЭНГО»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ «ТУЙМААДА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКИЙ АНСАМБЛЬ «ЭРГЫРОН»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «МЭНГО»

Когда золотистым сентябрьским днем 1965 года в маленькой столице большого Корякского автономного округа Палане появился 22-летний Александр Гиль, мало кто подозревал, что именно ему предстоит осуществить нечто непредвиденное. Да и сам юный хореограф, за плечами которого были лишь диплом полтавской музыкально-драматической студии и скромный опыт работы в ансамбле песни и танца «Целинник», не знал предначертанной ему судьбы. Поддавшись трудно объяснимому первому влечению к красоте корякских танцев, что испытал, находясь в зале на одном из концертов во Дворце съездов, Александр сам напросился на Камчатку, в далекий автономный округ, полный загадок и мало изученных явлений. Ему вручили маленькую сцену в сельском клубе, нескольких любителей — танцоров — и строгое задание: к празднику создать программу.
Он, Саша Гиль, перевыполнил обозначенные планы. Он нарушил традицию, когда сценические действа оживленно возникали в разных клубах к какой-то красной дате и тут же исчезали в молчаливой пустоте. Объехав многократно округ, он отобрал и привез в Палану одаренных от природы девушек, парней. Заставил их работать, мыслить вместе с ним. Искать древние исток, что могут стать живой опорой творчества.
Спустя два года Петропавловск, далее — Хабаровск и Москва с изумлением воскликнули: «Не может быть! Да это чудо!» Молодой коллектив Александра Гиля представил миру первый корякский балет — с невиданной доселе пластикой, дерзкой режиссурой, прекрасными актерами, возникшими из неизвестности. Древняя легенда «Мэнго», ожившая на сцене, стала той стартовой площадкой, откуда начался блистательный полет корякского ансамбля по странам мира. Откуда, собственно, стал возникать более зрелый, глубинный процесс познания, осмысления и трансформации в художественные образы обычаев, обрядов, символов, танцевальных особенностей традиционной культуры аборигенов Камчатки.
Проблем, промахов, разочарований являлось много. Но побеждали упорство и — восхищение: духовной искренностью, самобытной свободой и непредвиденным богатством раскрывающегося этнографического наследия. Гиль был не одинок. Могучий по щедрости, таланту поэт, писатель, фольклорист Камчатки Георгий Поротов, его коллега, друг — корякский поэт, прозаик, драматург Владимир Коянто (Косыгин), создатель первых корякских ансамблей, сказительница Татьяна Лукашкина, знаток искусства северян, педагог-хореограф из Ленинграда Татьяна Петрова-Бытова оказывали Гилю помощь, не допускали компромиссов и — доверяли постановщику. Но наибольший взнос в копилку знаний, опыта и чувств вносили те, с кем вместе рос, мужал, работал хореограф Гиль: его ученики. Они, ставшие ныне признанными звездами Камчатки, явились тем исключительным сообществом, сумевшим впитать и с максимальной честностью раскрыть на сцене порой незримые, но уникальные духовные богатства родной земли.

В 1974 году ансамбль «Мэнго» (так стал он называться в честь первого балета) обрел статус профессионального. Отучившись больше года в творческой мастерской Ленконцерта, подготовив новую концертную программу, ансамбль продолжил свой необыкновенный путь. Швейцария, Франция, Германия, США, Италия, Япония, разные уголки необъятной тогда страны — СССР — не перечислить всех дорог, не пересчитать наград, которые венчали весь ансамбль и многих его танцоров. Вслед за «Мэнго» стали заявлять о своей творческой состоятельности другие национальные коллективы. Искусство, возникшее из недр древности, стало возвращать народу то, что оказалось в забытье, что стерла память и неразумная политика предыдущих десятилетий. Старинные обряды воскресли снова в Эссо, Караге, Ковране. Фестивали традиционного искусства, выставки художников, уникальные изделия народных мастериц, мгновенно превращающиеся в музейные реликвии, — все возвещало об ожившем духе возрождения культуры коренных народов, несло надежду: Самому же «Мэнго» приходилось мириться с неимоверно сложной жизнью (гастроли по полгода, бытовая неустроенность даже в родной Палане, а параллельно — новые программы, съемки, этнографические путешествия по дальним уголкам Камчатки).
Трагедия произошла 7 июля 1988 года. В родном украинском селе трагически погиб заслуженный артист России Александр Васильевич Гиль.

Казалось, все остановилось. Первые два года мы вообще не слышали о «Мэнго». Сначала Петр Яганов, потом Иосиф Жуков — известные корякские артисты — пытались удержать ансамбль в пространстве творчества. Но тут подкралась новая — всеобщая — беда. Нежданный рынок, почти мгновенно превративший всю страну в сплошной безжалостный базар, наотмашь ударил по культуре, медицине, образованию. Государство, никогда и раньше особой щедростью не отличавшееся, вовсе отвернулось от людей. Живите, выживайте, исчезайте, наконец, — кому какое дело! А грубая внезапная граница, поделившая Камчатку на две половинки, довершила дело: проблемы округа, его культуры стали безразличны областному центру… Ансамбль «Мэнго» выжил. Хотя то унижение, что пришлось испытать (да продолжающееся и теперь), забыть, простить нельзя. Коллектив покидали знатные танцоры: пытались выжить мелкой группой. Ушел к далеким «верхним людям» талантливый танцор Николай Лазарев, за ним — звезда, надежда корякской хореографии Сергей Кевевтегин. Убит непревзойденный балетмейстер Валерий Етнеут… Почти иссякла в «Мэнго» молодежь. И даже редкие гастроли, оплаченные неимоверными усилиями, не очень утешали.
Но главное, что беспокоило больней всего,— шли годы, а единственной (вынужденной!) мечтой ансамбля было лишь одно: как сохранить, вручить потомкам накопленный живой багаж? Как не прервать магическую связь единства поколений, их душу, красоту?

О новых постановках речь велась всегда. Но на вопрос: «Когда возникнет новая программа?» — никто не мог ответить. Но вот — случилось! Двенадцать лет спустя, 23 мая 2000 года (запомним эту дату) ансамбль «Мэнго», участвуя в фестивале искусств «Камчатская весна», представил публике Петропавловска масштабную и новую работу: концертную программу, в которой лишь два номера (из четырнадцати) были всем знакомы. Все остальное — одни премьеры. Увидел зритель постановки, основанные на старинных обрядах: «Камлание» (танец шамана) с незаурядным солистом Сергеем Кутынкававом, «Чукотские картинки». Побывал на национальном празднике нерпы «Унал». Порадовался ярким хореографическим сюитам «Мы с Камчатки», «Танец каюра», «Корякские игры». От души аплодировал заслуженным артистам России Татьяне Романовой, Петру Яганову, Светлане Беляевой, Иосифу Жукову, талантливым солистам Елизавете Долган, Павлу Чече, Анатолию Мохнаткину, Пантелею Шмагину, достойному танцору и сыну основателя ансамбля — Тарасу Гилю. Удивился обилию на сцене молодежи. И… Все повторилось. Как ровно 30 лет назад! Возникли споры: тот ли это «Мэнго»? Насколько глубоки, близки к этнографическим истокам новые работы? Примерно те же дискуссии звучали в далеком 70-м, когда Александр Гиль показывал свой второй балет «Эмэм Кутх». И в 75-м, когда Петропавловск знакомился с новой, созданной на берегах Невы, программой. Теперь, спустя немало лет, мы утверждаем: Гиль создал классику! Гиль покорил Камчатку, страну Россию, целый мир! Не будем же спешить. Чуть больше двух лет назад пост художественного руководителя и директора корякского ансамбля занял Марк Нюмен, отличный хореограф, когда-то ряд лет проработавший вместе с Гилем. За первый год новый балетмейстер блистательно восстановил все лучшие работы Александра Васильевича. И все, видевшие «Мэнго» прошлой весной, почувствовали это. Теперь, за крайне сжатый срок, сделана огромная и — долгожданная работа. К тому же, в коллективе появилась значительная группа молодежи, о чем не приходилось и мечтать. Их, студентов только что открытого в Палане хореографического отделения при педагогическом училище, Марк Нюмен, не дожидаясь будущих дипломов, взял в штат ансамбля. И научил! Все критики отметили: хореографическая отточенность программы — на высоте. Молодые танцоры, которых впервые увидел Петропавловск, поражают темпераментом, исполнительской самоотдачей. И, несомненно, перспективны, как актеры. Не пожалеем места и публично произнесем имена корякских дебютантов, с которыми мы связываем наше необходимейшее понятие — «надежду»: Сергей Тынаргинын и Василий Гоев (родом из Аянки), Вера Яганова (из Лесной), Нюргустан Окиргу (Ачай-Ваям), Татьяна Яганова и Леонид Пронин (из Паланы), восходящая звездочка ансамбля Сергей Падерин. Все они учатся в училище, работают в ансамбле. А это, согласитесь, нелегко: И все же, подведем итог. Конечно, Марк Нюмен, возглавивший коллектив совсем недавно, взваливший на себя несметные проблемы, не мог все делать сразу. Но перечислим — для себя и для других: восстановлен гилевский багаж, пополнен молодежью коллектив, рождена большая новая программа, осенью 99-го ансамбль обрел редкий статус академического. Добавим к этому, что тоже крайне важно в наше время нищеты: есть помощь спонсора — АО «Марина Ич» — и личная поддержка губернатора округа — Валентины Тадеевны Броневич, благодаря чему искусство «Мэнго» в последние годы дважды видели в Израиле, на 850-летии Москвы. К тому же, губернатор Камчатской области Владимир Бирюков не так давно публично заявил: «Не может более фестиваль искусств в Петропавловске обходиться без ансамбля «Мэнго». Как видим, разделенная Камчатка вновь устремлена к единству. А последние достижения ансамбля, его художественного руководителя серьезны и важны. Теперь, когда все это позади, настал черед дальнейших обстоятельных раздумий (как это делал Гиль) и, вероятно, новых, более глубинных попыток проникнуть в тайны духовных основ северян. Ведь танцы древности — не дань экзотике. И гордость всей Камчатки — «Мэнго» — не есть посланец чьих-то конъюктур. То — голос вечности, к которой мы стремимся, которую хотим понять.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ «ТУЙМААДА»

Ансамбль «Туймаада» создан в 1987 году на базе музыкального училища из числа учащихся дирижерско-хорового, вокального отделений, участников художественной самодеятельности. Основателем и руководителем является преподаватель училища ИВАНОВА Светлана Павловна. В 1993 году ансамблю был присвоен статус профессионального вокального коллектива, работающего при Министерстве культуры Республики Саха (Якутия). Ныне Государственный вокальный ансамбль «Туймаада» широко известен и любим в Якутии. Он активно гастролирует не только по улусам республики, но и далеко за ее пределами. С 1991 по 1995 г.г. ГВА «Туймаада» выезжал с концертными программами в города России и Украины: Москву, Киев, Винницу, Смоленск, Санкт-Петербург. В 1994 году ансамбль произвел настоящий фурор среди японских меломанов, гастролируя по городам Японии: Токио, Саппоро, Асахикава, Нийгата, Кессеннума, Хакодате, Мурояма.
Государственный вокальный ансамбль «Туймаада» является лауреатом многих республиканских конкурсов вокальных ансамблей и хоровых коллективов в г. Якутске, дипломантом 1-го телерадиоконкурса «Голоса России» (г. Смоленск, 1991г.), Дней культуры Якутии в Москве (1992г.), участником Х1Х-го Международного фестиваля народов Севера (Польша, Гданьск, 1995 г.), и 111 Международного фестиваля «Виват, Италия – Россия!» (Италия, 2000г.). Ансамбль выступал в Колонном зале Дома Союзов (1991г.), записывался для фондов республиканского телерадиовещания и Всероссийского радио, а также для редакции «Народное творчество» Центрального телевидения в Москве. ГВА «Туймаада» записал и выпустил компакт-диски под названием «Лето» (1994 г.) и «Золотой фонд «Туймаады» (2000 г.), а также несколько аудио альбомов: «От всей души» (1996 г.), «Только ты» (1998 г.), «Сипсийии», «Санааларым», «Ахтыл5ан» (1999 г.)
Репертуар Государственного вокального ансамбля «Туймаада» широк и разнообразен. Он складывался по трем направлениям:
Народное песенное творчество. Здесь преобладают многоголосные песни в основном лирического характера, исполняемые без оркестрового сопровождения или в сопровождении народных музыкальных инструментов и хомуса. Например, в программе «Лето», все традиционные народные жанры (тойук, алгыс, осуохай, горловое пение), выстроены в одну целостную композицию для передачи духа народного праздника «Ысыах». Эту программу с восторгом восприняли японские слушатели в 1994 году.
Современное народное творчество. Здесь преобладают песни более широкого диапазона, с богатым ритмическим рисунком, большой динамичностью и тонкой палитрой эмоционального настроя. В них отражается современный ритм жизни с сохранением духа поэтичности, философской трактовкой бытия, и потому их отличает яркая мелодичность, мягкость звуковедения и внутренняя красота.
Сольное пение. Раскрывает особенности и вокальные возможности каждого артиста ансамбля, в гибком сочетании академической манеры исполнения с народной.
Кроме народного песенного творчества, ансамбль пробует силы в академическом направлении, а также соприкасается с песенным творчеством народностей Севера (эвенские, чукотские) и многих других стран, исполняя песни на языке оригинала.
«Туймаада» исполняет вокальные произведения с живым инструментальным сопровождением и без, а также под оркестровую фонограмму. В песнях, исполняемых без сопровождения, иногда применяются ударные народные инструменты и звучание хомуса, вводятся элементы сценической игры, создающей целостные театрализованные постановки. Практически все песни, исполняемые «Туймаадой» представлены в обработке художественного руководителя С. Ивановой.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧУКОТСКО-ЭСКИМОССКИЙ АНСАМБЛЬ «ЭРГЫРОН»

Творчество ансамбля «Эргырон» известно во всём мире. Ансамбль был создан в 1968 году в целях сохранения и развития вокально-хореографического искусства народов Чукотки. В 1974 году он получил статус государственного, а в августе 2000-го был признан особо ценным коллективом — носителем культурного наследия народов Чукотского автономного округа.
В переводе с чукотского слово «эргырон» означает «рассвет». Каждое выступление ансамбля — это непрерывное представление, состоящее из вокально-хореографических миниатюр в сопровождении древнейших фольклорных мелодий чукчей и эскимосов. Танцоры «Эргырона» воспроизводят старинные танцевальные миниатюры с их невероятной по красоте пластикой и гибкостью, которые отмечают зрители и специалисты в области хореографии во время каждых зарубежных гастролей. Чёткость и отточенность элементов танцевальных движений формировались не одну сотню лет. В ансамбле сохранён уникальный по самобытности вид горлового пения — «похрип», тайны мастерства которого передавались из поколения в поколение. На Чукотке почти никогда не использовались музыкальные инструменты. Следуя традициям, коллектив ансамбля использует для сопровождения неповторимых по красоте и напевности мелодий лишь два истинно национальных ударных инструмента — ярар и ваны-ярар.
В настоящее время «Эргырон» является единственным в Чукотском автономном округе профессиональным коллективом — носителем и хранителем национального вокального, хореографического и декоративно-прикладного искусства не только чукчей и эскимосов, но и других малочисленных народностей крайнего северо-востока России: коряков и чуванцев, ламутов и эвенов, кериков и эвенков. Многонациональный фольклор Чукотки представлен в концертных программах «Обряд Вылгыкоранмат», «Праздник Кита», «Пробуждение», музыкальных программах и альбомах песенного искусства эскимосов и чукчей, отдельных постановочных работах.
В золотой фонд ансамбля вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: «Полёт чайки против ветра»,
«Сбор яиц на скале», «Забой оленя», «Охота на моржей», «Байдары», «Любимый танец», «Звероводы», «Берингов мост»,
«Сестра и брат», «Ворон», «Под парусами», «Выделка шкур», «Евражка», «Ухажёры» и многие другие. В разные годы основой репертуара были такие масштабные произведения, как балет «Легенда о Вороне», опера «Девушка и смерть», мюзикл «Сказка о добре и зле», созданные по мотивам чукотских и эскимосских легенд и сказок. Всего в репертуаре ансамбля более 70 произведений вокального и хореографического искусства, а также сочинения русских авторов. Деятельность ансамбля «Эргырон» неразрывно связана с именами известных артистов, композиторов, постановщиков, поэтов и писателей Чукотки — Антонины Кымытваль, Галины Тагриной, Григория Пананто, Якова Тагъека, Николая Менцера, Сергея Закатюры, заслуженных артистов Российской Федерации Николая Татато, Александра Тевлялькота, Василия Кевкея, заслуженных деятелей искусств Екатерины Рультынеут и Георгия Ковтуна.

Развитие национального искусства отражено в сценических произведениях Екатерины Рультынеут («Большие ярары», «Снеговыбивалки», «Брачные игры», «Праздник Солнца»), в сольных альбомах Василия Кевкея, в последних концертных программах и театрализованных представлениях («Каюр», «Моему учителю посвящается…», «Всё лучшее тебе, Чукотка»,
«Становление воина», «Ослепительный миг, или Екатерине Александровне Рультынеут — 60»), в хореографических постановках («Чавчыват», «Виврэльэт», «Я — чайка», «Ванэнав»).
Выступления ансамбля получили высочайшую оценку ценителей искусства во время многочисленных зарубежных гастролей. «Эргырон» побывал с гастролями в США, Бельгии, Франции, Польше, Индии, Канаде, Южной Корее, Сингапуре, Голландии, Италии, Испании и других странах мира. Только в 2003 году ансамбль дал за рубежом 80 концертов, которые увидели более 12000 человек. Зарубежные поклонники и друзья танцевального коллектива через искусство танца смогли познакомиться с мировоззрением малых коренных народов Чукотки. На страничку «Эргырона» в Интернете приходят сотни писем с тёплыми словами благодарности и признательности.
Артисты ансамбля единодушны в том, что фольклор — это не застывший слепок минувших времён, а живой, развивающийся пласт культуры, и использование современных выразительных средств в фольклорных произведениях сегодня вполне оправданно. К примеру, номер «Хатырка», по рассказу балетмейстера ансамбля Светланы Гиуна, появился так: «Эту песню-танец нам подарили в Беринговом районе. Мы добавили в номер горловое пение и современную музыку — в результате получился завораживающий танец, который на «бис» просят по нескольку раз!» В ноябре 2003 года ансамбль отметил своё 35-летие. Зрителям была показана новая концертная программа, в которой гармонично переплетаются фольклор, классика и эстрада.
Пластика чукотских и эскимосских танцев оттачивалась тысячелетиями. Тяжёлая жизнь, связанная с постоянным преодолением суровой стихии окружающей природы, заставила эскимосов и чукчей наполнить радостью и оптимизмом каждую минуту отдыха. Сегодня артисты ансамбля «переводят» на язык хореографии веками накопленную мудрость народов, живущих в суровом, но прекрасном краю. Танец в яранге, на малом пространстве, требует от танцовщика максимальной пластической выразительности, которую артисты «Эргырона» осваивали с малых лет. Танец моржа не сможет показать так, как артисты ансамбля, никто другой в мире, потому что танцоры сами ходили в море на охоту и прекрасно знакомы с этим миром.
Ансамбль «Эргырон» — лауреат премии Ленинского комсомола, дипломант Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца, всемирных фестивалей молодёжи и студентов, Международного конкурса «Голос Азии», международных фестивалей фольклорной музыки в Монтере и Монтиньяке (Франция), многочисленных международных фестивалей фольклорной музыки народов Севера.