Деловой еженедельник «Конкурент» №6 20.02.07
«Музыку заказывает государство»
Господин Пятин — не просто профессор и исполнитель народных песен. Он — вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения и заслуженный артист Республики Казахстан. А еще Владимир Владимирович Пятин (разница в ФИО с президентом — одна буква) — человек, всем сердцем переживающий за Россию. За культурную Россию.
Владимир Пятин, вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения. Родился в 1965 г. в Барнауле Алтайского края. В 1968 г. вместе с семьей переехал в Киров. После школы поступил в Кировское училище искусств. Через два года после этого Пятина приглашают на работу артистом в Семипалатинск (Казахстан). В 1985 г. окончил Семипалатинское музыкальное училище им. Мукана Тулебаева. В 1989 г. — Семипалатинский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (заочно). 1983-1990 гг. — жил в Казахстане. После распада СССР переехал на Дальний Восток, где продолжил работу как исполнитель народных песен. С 1992 г. работает в Академии культуры России. Двое детей: сын — студент ДВГУ, дочь работает помощником у отца. Не водит автомобиль.
Какая опера? Будет рулетка!
— Любовь к сцене обычно возникает уже в детстве. У вас произошло так же?
— В школе занимался художественной самодеятельностью. Культура всегда была тем занятием, которое нравилось и в котором я себя находил.
— Как можно оценить общекультурное состояние Владивостока?
— У людей сейчас огромная потребность в удовлетворении культурных запросов. Но то, что им предлагается, не всегда оправдывает их ожидания. Выбора особо нет. Нет и культуры восприятия: что действительно ценное, а что к искусству имеет весьма отдаленное отношение. Но оценивать культуру одного региона отдельно от страны не стоит, так как местное культурное наследие на процентов 90 принадлежит государству. Музыку заказывает государство.
— Как вы думаете, предстоящие изменения во Владивостоке, связанные с подготовкой к саммиту АТЭС в 2012 году, коснутся культурной жизни? Станет ли она через пять лет шире и ярче?
— Вообще, в речи президента о культуре не упоминалось. А под расширением инфраструктуры подразумевается центр игорного бизнеса. Поэтому в данном случае я верю документам, а не словам. На прошлой неделе губернатор Дарькин заявил о строительстве театра оперы и балета. Откуда? Кто его будет строить и на какие средства? Кто за это будет отвечать? Много вопросов. Но самый главный — как собираются наполнить этот театр жизнью? Кто в нем будет играть?
На голом энтузиазме
— Сейчас в России идет массовая передача культурных институтов из государственной собственности в местную. Как это повлияет на нас с вами?
— Говорить в данной ситуации, например, о сохранности музейных ценностей не приходится. Если даже при такой глобальной системе, которая у нас до сих пор существовала, были возможны кражи ценнейших экспонатов из Эрмитажа, то теперь страшно представить будущее культурного наследия, переданного в местное управление. Да и как это возможно, если у нас не хватает искусствоведов, реставраторов, специалистов музейного дела?.. То же самое коснется доступности библиотечных фондов. Культура в первую очередь зависит от экономики. Сначала нужно поднять в стране экономику, а потом уже заниматься глобальной реорганизацией. Причем заниматься этим следует специалистам, а не людям, которые пришли на место случайно. Ведь таким без разницы, чем руководить — баней или отделом культуры…
— То есть такое перекладывание ответственности на местное управление не подразумевает государственного финансирования?
— Не подразумевает. Все идет по закону о местном самоуправлении. Это касается и культуры.
— А как вы оцениваете вариант, когда оставшиеся без попечительства государства музеи и библиотеки прибегают к помощи бизнес-структур? Ведь становится модным быть спонсором какого-нибудь культурного очага.
— Модно стать спонсором конкурса красоты или чего-нибудь подобного, мало относящегося к культуре. К тому же у нас нет закона о благотворительной деятельности. В налоговом законодательстве отменили статью, которая позволяла компании за счет прибыли оказывать благотворительную помощь. Сейчас ты в первую очередь должен заплатить налоги, а уж после этого «благотвори», кому хочешь. Поэтому прогнозируемый вами исход событий маловероятен.
— Вы считаете, что эта реформа погубит местные культурные очаги?
— Они и сейчас держатся на голом энтузиазме. У нас не финансируется художественная самодеятельность. Она живет, но живет только благодаря людям, влюбленным в свое дело. Идет постепенное разрушение того, что было наработано и доказало свою эффективность на протяжении многих лет. Ведь культура цементирует общество. Если она на высоком уровне, то и общество живет по другим нравственным законам.
Время заката?
— Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура России переживает не лучшие времена, если не сказать больше, время своего заката?
— Большинство людей видят вершину айсберга, показываемую нам по телевизору: концерты, фильмы, развлекательные передачи. Любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что это оболванивание нации. А подводная часть айсберга видна только работникам культуры. Это наталкивает на определенные мысли: подобное разрушение музейной и библиотечной систем делается либо по непониманию, либо с определенными целями. Ведь гражданами с ограниченными умственными способностями управлять легче, чем людьми мыслящими.
— Но ведь молодое поколение выросло на таком формате культурной подачи. Вы считаете, им еще можно привить вкус?
— Думаю, что нет. Ведь мы с вами понимаем, что делать это надо с детского сада. Причем необходимо прививать вкус не только тем, кого воспитывают, но и тем, кто воспитывает. В школах сейчас целое поколение учителей, которые и сами-то в театре, может быть, не были ни разу и, впрочем, желания не выказывают. Культура и образование должны развиваться в комплексе. Иначе толку не будет. Мне кажется, вырастить настоящих граждан, которые понимали бы, в какой стране они живут, можно, преподавая историю, русский язык и литературу ежедневно. Мне попадаются выпускники вузов, письменная грамотность которых заставляет задуматься, как они вообще школу-то окончили? Все эти проблемы наталкивают на мысль, почему правительством не был придуман национальный проект «Культура».
— Чувствуете виртуальную близость с почти 100%-ным тезкой, другим Владимиром Владимировичем, президентом России?
— У нас не только ФИО похожи, но и корни. Но, несмотря на это, я не могу сказать, что существует какое-то чувство близости.
БЛИЦ
— Как и где вы любите отдыхать?
— Либо абсолютно один дома под музыку, либо гуляя пешком по городу или за его пределами.
— Какую музыку предпочитаете?
— Так как я исполнитель-народник, люблю слушать народную музыку, например Людмилу Зыкину, Ольгу Воронец. Также классическую эстраду и цыганскую музыку.
— Есть ли у вас любимое исполняемое произведение?
— Есть, это песня Зыкиной «Я лечу над Россией», написанная моим любимым композитором Григорием Пономаренко.
— Вы считаете 23 февраля праздником?
— Когда ты чувствуешь, что армия олицетворяет государство и выражает внутреннюю мощь, то тогда 23 февраля — праздник. А если есть хоть какие-то сомнения на этот счет, то не думаю. У меня подобных сомнений немало. Поэтому для меня это не праздник.
Беседовал Сергей ЛИ.
ПРИМОРСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО (видеорепортаж Павла Зайцева)
«ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ» с Эльвирой Оверченко
Татьяна КУЛИКОВА,
Нина ПЕТРУХИНА (фото),
«Владивосток»
Сегодня многие хулят молодое поколение, которое выбирает «Пепси», мол, непатриотичны, нелюбознательны, невоспитанны. На это можно ответить только так: а что ты сделал, чтобы что-то изменить?
В день Владимир Владимирович Пятин, директор Дальневосточного отделения Академии культуры России, заслуженный артист республики Казахстан, дает по четыре-пять концертов — и это не предел. Мы сопровождали его в очередной поездке, где были даны три детских концерта «Сказки детства моего» и представлена литературно-музыкальная программа «Только одна Россия», посвященная 60-летию Великой Победы, для старшеклассников.
— Для нас норма — давать три-четыре концерта в день, — поделился Владимир Владимирович, когда мы ехали с одной концертной площадки на другую. — Людмила Марковна Гурченко, с которой мне довелось встречаться, отрабатывала по восемь концертов — в девять утра начинался первый и в девять вечера заканчивался последний. Когда ей этот график дали, она сказала: «Я что, на заводе работаю?». Однако энергетика была как на первом, так и не угасала до последнего концерта. Так что школа у меня приличная.
Мероприятия для детей направлены прежде всего на воспитание подрастающего поколения, привитие музыкального вкуса. Сегодня не так просто привлечь внимание малышей и подростков без ярких декораций и накрученного сюжета — старшеклассники не жалуют произведения военных лет, а ребятне кажутся скучными старые добрые сказки. Однако Пятина они слушали с неподдельным вниманием.
— Не везде воспринимают так, как сегодня, — заметил Владимир Владимирович. — Это зависит не только от меня. Уровень воспитания и образования в школах разный, поэтому и восприятие разное. Не бывает одинаковых концертов, поэтому нельзя предугадать реакцию.
В 1992 году был открыт Дальневосточный филиал Академии культуры России, а начиная с января 2004 года он получил статус Дальневосточного отделения. Все это время главой регионального представительства академии был Владимир Пятин, с которым нам и удалось поговорить в перерывах между концертами:
— Академия культуры России не является научным институтом, и ее деятельность определяется авторитетом президента академии, народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной. И на местах необходимо было, чтобы возглавляли отделения не чиновники, а люди искусства.
Основными целями академии являются развитие и пропаганда национального, культурного достояния, лучших образцов народного творчества, прославление великих страниц российской истории с помощью проектов и программ, созданных на базе академии.
— Несмотря на то, что я возглавляю такую серьезную организацию, я не бросаю творческую деятельность, — продолжает Владимир Владимирович. — Однако я постоянно привлекаю к нашим проектам преподавателей академии искусств, актеров театров. С подобными мероприятиями мы объехали практически весь Дальний Восток.
В этом сезоне кроме прочих академия представит уникальный проект. В октябре исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Есенина, в феврале исполняется 85 лет со дня рождения Григория Пономаренко, композитора, который испытывал особенную нежность к творчеству поэта и положил целый цикл его стихов на музыку. И в феврале же исполнится 80 лет Ольге Воронец, артистке, которая была первой исполнительницей этих песен. Проводя параллели между этими датами, Дальневосточное отделение проведет концерт, посвященный этим трем личностям.
В активе Дальневосточного отделения Академии культуры России организация цикла образовательных программ «Первые встречи с прекрасным», Дней памяти народного артиста России профессора Льва Александровича Ткачева, первого дальневосточного конкурса «Ткачевские чтения». Совместно с департаментом образования и науки администрации Приморского края академия дает благотворительные концерты в рамках программы «Мастера искусства — детям и юношеству» по краю в детских домах, интернатах, социальных приютах.
На базе местного отделения академии существует музыкальный проект «Признание» под руководством Евгении Евдокимовой, участники которого становились лауреатами многих международных конкурсов и фестивалей. И многое, многое другое:
Досье
Владимир Владимирович Пятин имеет 25-летний стаж творческой работы, началом которой считает возглавление сельского дома культуры в Кировской области. Учился в Кировском училище искусств, затем работал в Псковской филармонии. Много гастролировал, объехав весь Советский Союз. Надолго остановился уже в Казахстане, в Семипалатинской филармонии, где и получил звание заслуженного артиста республики Казахстан. В Приморье приехал в 1992 году по семейным обстоятельствам и возглавил Дальневосточное отделение Академии культуры России.
Альфа канал, г. Благовещенск
«Простые вопросы» с Эльвирой Оверченко
от 29 мая 2006 г.
Сегодня у меня в гостях Владимир Владимирович (почти Путин) ПЯТИН — вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения Академии культуры России заслуженный артист республики Казахстан.
Владимир Владимирович, вы именно так себя представляете, как я вас назвала, или так вас представляют в прессе? Почему вы это делаете? Вы создаете себе имидж?
Да нет. Я специально имидж себе такой не создаю. Я здесь не как должностное лицо, а как исполнитель. Поэтому мне милее и приятнее уху, когда меня просто называют пусть заслуженным артистом, но артистом.
А вот аналогии с фамилией президента это журналисты придумали, или вы сами себя так позиционируете?
Это журналистские изыски.
Вы сейчас гастролируете по нашей области. Вы ездите с программой по патриотическому музыкальному воспитанию подрастающего поколения. Так?
Да. Программа называется: «Мастера искусств детям и юношеству».
Все говорят о том, что надо заниматься патриотическим воспитанием детей, нужно прививать музыкальный вкус. Делают это по-разному. Вы говорите, что ваша программа особенная. Чем?
Если мы будем говорить о программе для старшеклассников, в первую очередь я жду, чтобы дети включили свой разум, а потом к этому разуму уже и эмоции какие-то добавились.
Что вы делаете, чтобы они включили свой разум?
Чтобы эта программа заставила их думать, в какой стране мы живем, с какой историей, и какое будущее ждет нашу страну.
А как вас встречают? Нужно ли это той аудитории, для которой вы работаете?
По-разному встречают. Все зависит от человеческого фактора. Если педагогические коллективы на хорошем профессиональном уровне и с человеческими хорошими качествами, то и дети у них замечательные, и воспринимается все прекрасно. Если есть в школах недочеты в воспитании, то в таких программах все вылезает наружу. И при организации, и при прослушивании.
Вы из Приморья? Что занесло в Амурскую область?
Да. Дальневосточное отделение Академии культуры базируется во Владивостоке, но территория, с которой мы работаем Дальневосточный федеральный округ. Поэтому и Амурская область как субъект Дальневосточного федерального округа входит в сферу нашей деятельности.
То есть это плановая работа?
Это плановая работа. Наряду с Магаданской областью, Хабаровским краем и соответственно и Амурская область.
Что в области вы уже видели? Где вы выступаете?
Мы видели все, что можно было видеть, потому что наша поездка в общей сложности продолжается два месяца с перерывом на майские каникулы. Мы были в семи городах области от Райчихинска до Тынды с заездом в Зею.
Мы чем-то отличаемся от Приморья в этом смысле или нет?
Наверное, это не комплимент, но мне очень понравился Благовещенск. И как бы мне досадно не было, по некоторым показателям он в лучшую сторону отличается от Владивостока, хотя Владивосток город крупнее и, казалось бы, в какой-то степени должен быть богаче. Ваш город не производит впечатления провинциального и маленького. При таком населении, как мне сказали, 228 тысяч, он смотрится с таким столичным лоском. Наверное, это надо отдать должное, и это не комплимент, что у вас руководство города на своем месте и в первую очередь любит свой город. Это чистая правда, потому что мне есть с чем сравнивать.
Вы рассказываете детям сказки. Но ваш образ не очень вяжется с образом такого сказочника, который говорит детям про Илью Муромца и так далее. Почему так? Это специально такой контраст или так случилось?
Я же в первую очередь актер. А актер играет в разных спектаклях. По профессии я артист эстрады. Поэтому в рамках детской сказочной программы, а это эстрадный мини-спектакль, я в образе.
Вы не считаете, что, может быть, сейчас время такое, что им не нужны сказки об Илье Муромце, сказки Андерсена и так далее, а им нужны какие-то Покемоны; что они не совсем любят квас, а любят колу. Может быть, это глобализация и это объективные процессы, с которыми уже ничего поделать нельзя и не нужно?
Неправда. Я хочу для примера привести Казахстан. Там я начинал свою деятельность и до сих пор поддерживаю с Республикой нормальные отношения. В прошлом году я был там в поездке. Но, не обидев Республику, это объективно, Казахстан никогда не имел своей государственности до того, как пришла туда Советская власть. История его не столь богата, как история России. Но они придумывают себе эту историю. У них все малозначительные события гиперболизируются до такой степени, что они становятся какими-то историческими вехами в развитии народа. Они создают историю и воспитывают на этой истории свое молодое поколение. Нам ничего не нужно придумывать. У нас богатейшая российская история. Но, когда у нас преподавание истории в школе сводится к минимуму и механическому заучиванию дат, это ненормально. На мой взгляд, чтобы мы вырастили нормальных граждан страны, которые знали, как сделать так, чтобы наша страна развивалась и жила лучше, нам историю России нужно преподавать каждый день по два часа, а уже потом на этой базе все другие предметы. Потому что молодой человек, который прекрасно знает математику, но не любит и не понимает ту страну, в которой он родился и вырос, никакой пользы Родине не принесет. Это однозначно.
Что нужно делать родителям, чтобы воспитать нормального, хорошего, умного, грамотного и соображающего, в какой стране он живет, ребенка?
Наверное, надо собственным примером показывать. Во-первых, не бояться работы. Мне поездка тоже легко не дается: много концертов. За эти два месяца отработали 130 концертов в разных условиях. И на концертах побывало около восьми тысяч детей. Это же труд физически тяжкий. Но я не боюсь этого, я же еду и знаю, для чего мне это нужно. И, когда люди начнут не бояться трудиться и не ждать от государства подачки, не ходить в собес с протянутой рукой, а сами пытаться что-то делать, тогда мы начнем жить нормально. Вот такое поколение нужно воспитывать. Не потребительское, а понимающее цену себе и цену труда тех поколений, которые заложили им основу, базу, на которой им дальше развиваться и строить свою жизнь.
Как специалист, скажите, какие сказки нужно читать детям перед сном?
Добрые сказки надо читать перед сном. Чтобы сказка нам приснилась. И надо побольше доброты. Мне один из ваших журналистов задал вопрос: «Что нужно для того, чтобы вот так работать с детьми и так с ними общаться?». Ответ простой и он на поверхности: «Всех детей надо просто любить».
Вот такой простой ответ на наши простые вопросы. У меня в гостях был Владимир Владимирович Пятин, вице-президент Академии культуры России по работе с регионами, директор Дальневосточного отделения Академии культуры России.
Мария Стрекаловская
«Золотой Рог», №63 2005г.
«Связь времен и поколений» — так называется акция, которая пройдет в начале сентября в ряде приморских городов. Организованная Дальневосточным отделением Академии культуры России совместно с департаментом образования и науки администрации Приморского края, она посвящена 60-й годовщине окончания Второй мировой войны на Дальнем Востоке.
В рамках этого проекта состоится череда торжественных мероприятий, на которых приморские ветераны встретятся с представителями молодого поколения, поделятся своими воспоминаниями о боевом прошлом и получат ценные подарки. А литературно-музыкальная композиция «Только одна Россия» — очень эмоциональная, основанная на стихотворениях поэтов-фронтовиков, — позволит юношам и девушкам глубже проникнуться героическим прошлым страны и ярче прочувствовать все тяготы, что выпали на долю нашего народа в грозные военные годы.
К сожалению, многочисленные опросы российской молодежи показывают, что она плохо знает историю своей страны. Подобные мероприятия направлены на то, чтобы уроки прошлого не прошли даром.
Акция «Связь времен и поколений» пройдет в трех городах Приморья: 2 сентября — во Владивостоке (Пушкинский театр, 15.00), 3 сентября — в Уссурийске (ДК «Юность», 15.00) и 4 сентября — в Находке (ДКМ, 15.00).